Понятие цены
Цена – форма выражения ценности продукта, выявляющаяся в процессе рыночного обмена.
Цена – количество денег (продукции при натуральном обмене), за которое покупатель согласен приобрести единицу продукции, а продавец согласен ее продать.
Как видно из обоих представленных определений, цена определяется в процессе обмена. Несмотря на то, что цена может представлять собой не только денежное, но и натуральное выражение ценности продукта, в условиях современной рыночной экономики под ценой чаще всего понимают денежное выражение стоимости. Это связано с тем, что в большинстве процессов рыночного обмена в современном мире используется именно денежная оценка.
Цену часто называют индикатором деятельности рыночной экономики. Именно цена представляет собой физическое выражение равновесия спроса и предложения.
Специалисты часто приводят такое определение цены, объясняющее механизм ее формирования:
Цена = издержки производителя + искусство менеджера
В этом определении согласуется способ формирования цены на основе издержек производителя и целей компании. Искусство менеджера в формировании цены на продукт может играть решающую роль, так как именно от него зависит восприятие продукта потребителем и, в конечном итоге, принятие или непринятие им установленной производителем цены.
Цена является важнейшим индикатором работы рыночной экономики и ключевым инструментом маркетинга компании.
Общеэкономические функции цены
-
Учетная функция
Наиболее известная функция цены, связанная с ее сущностью. Цена представляет собой денежный эквивалент ценности продукта, учитывая при этом затраты на его изготовление и прибыль компании от продажи. Существование рыночной конкуренции вынуждает организации непрерывно контролировать (учитывать) уровень производственных издержек.
-
Стимулирующая функция
Цена оказывает влияние на производство и потребление. Норма прибыли, заложенная в цене продукта, стимулирует компании наращивать производство продукции или открывать новые для себя направления производства.
-
Распределительная функция
С помощью механизма цен происходит перераспределение национального дохода между различными отраслями экономики, группами населения, регионами и т.п.
-
Функция балансирования спроса и предложения
Как уже упоминалось, цена является физическим выражением равновесия спроса и предложения. Отклонение цены от равновесного состояния приводит к дефициту или избытку предложения продукции на рынке.
-
Функция инструмента рационального размещения производства
Механизм рыночных цен способствует перераспределению капитала между отраслями, при этом оказывая влияние на решение компаний об изменении основного вида деятельности (переходе в другую отрасль).
Маркетинговые функции цены
-
Функция определения спроса и деловой активности компании
Цена является одновременно регулятором спроса на продукт и определителем этого спроса, зависящим от покупательной способности.
-
Функция определения прибыльности деятельности
Цены определяют прибыльность компании в долгосрочном периоде, являясь основным источником прибыли, на который компания может оказывать прямое влияние. Все другие элементы маркетинг-микса кроме цены формируют затраты компании.
-
Функция позиционирования бренда
Цена и восприятие бренда оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, цена является частью позиционирования бренда, определяя восприятие продукта покупателем. С другой стороны, формирование имиджа бренда в некоторых сегментах рынка требует установления соответствующего уровня цен. Маркетологи рассматривают цены как инструмент конкурентной борьбы не только с точки зрения «ценовых войн» компаний, но и с точки зрения брендинга.
Определение 3Ценовая война – серия последовательных снижений цен на продукцию, вызванных высоким уровнем рыночной конкуренции.
-
Функция сравнения брендов
Цена является одной из характеристик, по которым покупатель может сравнить продукты-конкуренты. Наиболее часто эта характеристика используется потребителями, когда сравнение по другим параметрам осложнено или невозможно.
-
Функция финансирования продвижения продукта
Компания устанавливает уровень цен на свою продукцию, исходя из необходимости достижения организационных целей.