Сущность целевой аудитории b2b в маркетинге
Любая компания, которая рассчитывает на успех на рынке, должна знать своих потребителей, а точнее свою целевую аудиторию.
Под целевой аудиторией понимается группа людей, заинтересованных в продукции или услугах компаний и готовые совершать покупки.
В зависимости от целевой группы различают две категории потребителей: B2B и B2C.
B2B – это бизнес для бизнеса, конечными потребителями здесь являются компании, фирмы и организации. Это более стабильный рынок, менее подверженный изменениям спроса, исключение составляют кризисные ситуации.
Корпоративный сектор рынка преследует три цели:
- привлечение целевой аудитории;
- повышение узнаваемости бренда;
- увеличение участия потребителей в совершении сделок.
Компании стремятся сотрудничать с теми клиентами (партнерами), которые более надежны, т.е. у них положительная репутация и заработанное имя.
Бизнес-клиенты покупают то, что им действительно нужно, в отличие от частных покупателей, которые совершают покупки по мере необходимости.
При описании целевой аудитории b2b рынка особое внимание следует уделить:
- пониманию размера и платежеспособности бизнеса;
- требованиям к качеству и уровню сервисного обслуживания;
- описанию основных мотиваторов покупки и ожиданий от покупки;
- пониманию круга лиц, которые принимаю решение и влияют на выбор партнера.
Сегментация целевой аудитории b2b осуществляется по следующим критериям:
- демографические (размер компании, число сотрудников, отраслевая принадлежность);
- подходы к закупкам (отношения с поставщиками, критерии покупок продукции, закупочная политика);
- характеристики закупщика (доверие и лояльное отношение к поставщикам, готовность рисковать и т.д.);
- операционные (используемые технологии и инновации);
- ситуационные (объем заказа, срочность его выполнения);
- характеристики закупщика (готовность рисковать, верность поставщикам).
Кроме этого используются и другие параметры: сфера деятельности, ассортимент товаров, товарооборот в год, возможности вложения денежных средств, взаимоотношения с клиентами.
Поиск целевой аудитории b2b
Целевую аудиторию сегмента B2B можно найти, используя следующие способы:
- «холодные» звонки (это работа с общей базой, которая формируется на основе данных сайтов, приложений или медиа);
- конференции, форумы, мастер-классы, отраслевые выставки;
- интернет-маркетинг (email-рассылки, продвижение сайта в поисковых системах, баннерная, контекстная и таргетированная реклама, а также социальные сети).
В отличие от потребительского рынка сегментация корпоративной ЦА проводится один раз в год, чтобы владеть информацией об изменениях спроса.
Популярным способом поиска клиентов B2B являются социальные сети: Facebook, Instagram, ВКонтакте. Но продвижение продукции корпоративного рынка в соцсетях сложнее, чем b2c. Причины в следующем:
- целевая аудитория b2b уже, чем b2c (компаний меньше, чем частных потребителей);
- организации закупают больше, чем физические лица, значить средний чек выше намного;
- в процесс принятия решения о покупке вовлечены большое количество людей (крупные компании создают специальные закупочные комитеты, которые оценивают целесообразность закупок);
- большая сумма среднего чека и больше число лиц удлиняет цикл принятия решения о покупке и саму сделку;
- выйти на лицо, принимающее решение (ЛПР) или запускающее процесс обсуждения эффективности и рациональности совершения покупки довольно сложно.
Специфика продаж в сегментах корпоративного и потребительского рынков разная. Если компания умеет продавать конечному потребителю, это не значит, что она сможет продавать другим компаниям.
Есть определенный алгоритм, как найти своего корпоративного клиента:
- четкое определение того, что коммерческое предложение вызовет интерес у корпоративных клиентов (если клиенты задают вопрос: Сколько стоит? – значит предложение хорошо проработано, если задают другие вопросы, то предложение не соответствует ожиданиям клиентам);
- найти все возможные группы клиентов, которых могут заинтересовать предложение компании (10-15 человек в группе);
- выбрать самых интересных клиентов (из 10 групп выбрать самых подходящих).
Процесс сегментирования целевой аудитории b2b
Процедура сегментирования корпоративных клиентов состоит из нескольких этапов:
- составление перечня критериев сегментации;
- описание базы клиентов;
- описание клиентов конкурентов;
- анализ сегментации;
- оценка потенциала каждого сегмента;
- выбор целевого сегмента.
На первом этапе выписываются все критерии сегментации. Это необходимо для дальнейшей разбивки списка на маленькие ниши.
Основными критериями могут быть:
- размер рынка;
- тип рынка;
- география бизнеса;
- количество сотрудников;
- отношение к продукции или услуге.
Далее удаляются лишние критерии на основе опыта работы компании. Затем расписываются сегменты, в которых выделяются микрониши.
Для проведения сегментации необходимо осуществить тщательные исследования рынка b2b. Можно проанализировать работы специалистов маркетинговых агентств. Можно провести глубинные интервью или фокус-группы с руководством компаний-клиентов (партнеров).
На втором этапе следует разделить целевую аудиторию на три группы:
- лояльные (постоянные);
- сложные (непостоянные);
- те, кто никогда не купит продукцию.
Клиенты конкурентов тоже делятся на три группы:
- те, кто покупает у компании-производителя по более высокой цене, чем у вас;
- те, кто покупает такой же товар, как и у вас;
- те, кто покупает товар по цене ниже, чем у вас.
Анализ сегментирования подразумевает:
- выбор трех важных критериев сегментации, по которым ЦА отличается от другой (ценовая политика, важность продукции или услуги, цель покупки, необходимость товара для компании – должны отвечать на три вопроса: причина покупки, переключения и отказа от продукции);
- составление таблицы на основе собранных параметров (по разным потребителям разные уровни цен, качества и обслуживания).
На пятом этапе оценивается потенциал каждого сегмента. В этом случае сегменты анализируются, выделяется их размеры, потенциал развития, конкурентоспособность и осуществляется совершенствование продукции.
На последнем этапе происходит выбор целевого сегмента и соответствующей стратегии маркетинга.