Общая характеристика основных видов бенчмаркинга
Как показывает практика не существует универсального или идеального вида бенчмаркинга. Один вид может подойти компании в зависимости от среды, продукта, ресурсов или возможностей компании.
Различают 4 вида бенчмаркинга:
- внутренний (сравнение бизнес-процесса с аналогичным внутри компании);
- конкурентный (прямое сравнение товара (услуги, процесса или метода) в рамках взаимоотношений между двумя конкурентами);
- функциональный (сравнение с похожей практикой аналогичных функций вне непосредственной отрасли промышленности);
- общий (широко распространяется на не связанные бизнес-процессы или функции, которые могут быть реализованы аналогичными способами).
Внутренний бенчмаркинг
Данный вид бенчмаркинга предполагает изучение собственных бизнес-подразделений, которые могут располагаться на разных территориях. Он помогает получить доступ к сведениям, в том числе к конфиденциальной информации.
Внутренний бенчмаркинг – это один из самых простых видов сравнения, так как большинство предприятий вводят в своих бизнес-подразделениях похожие функции.
Основная задача – это выявление внутренних стандартов эффективности компании. Это приводит к обмену опытом применения инновационных методов работы в рамках всей организации.
Отрицательной чертой данного вида бенчмаркинга является излишняя концентрация на собственных внутренних бизнес-процессах.
Возможными партнерами при внутреннем бенчмаркинге являются отделы, филиалы, которые занимаются идентичными видами деятельности.
Преимущества внутреннего бенчмаркинга:
- доступность сбора данных;
- отличные результаты в диверсифицированных, развитых компаниях;
- высокая точность сравнительной оценки.
Недостатки внутреннего бенчмаркинга:
- внутренняя замкнутость;
- ограниченный обзор;
- необходимость учета различий в рабочих процессах разных бизнес-единиц из-за наличия географических, исторических и других факторов, и опыта менеджмента компании.
Конкурентный бенчмаркинг
Данный вид бенчмаркинга предполагает сравнение своей компании с конкурирующими фирмами. Также в этом случае необходимое скрытое проведение независимых исследований или конкурентной разведки и как следствие проведение оценки стратегического и конкурентного позиционирования.
Сущность конкурентного бенчмаркинга состоит в прямом сравнении с конкурентами, которые работают на том же рынке, что и партнер или клиент. Осуществляется сравнение позиций клиента с конкурентами, в итоге которого компания получает очень ценную информацию. Единственный минус – это трудность в поиске и добыче необходимой информации.
Возможные партнеры при конкурентном бенчмаркинге: непосредственные конкуренты, которые работают на том же рыночном сегменте и обслуживают тех же потребителей.
Преимущества конкурентного бенчмаркинга:
- информация о конкурентах – это традиционный объект внимания;
- уточнение позиционирования продукции на рынке, поскольку методы работы оказывают влияние на поставщиков, потребителей и т.д.;
- приемлемость для некоммерческих предприятий.
Недостатки конкурентного бенчмаркинга:
- чрезмерное внимание к факторам общей конкурентоспособности вместо поиска лучших методов;
- недоверие и страх перед конкурентами, которые препятствуют сбору информации;
- контроль со стороны антимонопольных органов;
- вопросы этики.
Функциональный бенчмаркинг
Функциональный бенчмаркинг называют еще отраслевым бенчмаркингом, который предполагает сопоставление компании с лидерами в отрасли или лучшими функциональными операциями отдельных компаний.
Данный вид используется для обучения на примере разных сфер деятельности, которые предполагают реализацию идентичных функций или рабочих процессов. Несмотря на то, что сравнительная оценка не касается прямых конкурентов исследуемой компании, партнер по бенчмаркингу готов предоставить всю необходимую информацию и принять участие в исследовании.
Возможные партнеры функционального бенчмаркинга – это компании, которые имеют наилучшие товары, услуги и процессы.
Преимущества функционального бенчмаркинга:
- широкие возможности обнаружения инновационных методов;
- стимулирующие результаты;
- доступ к базам данных;
- раскрытие сути бенчмаркинга.
Недостатки функционального бенчмаркинга:
- сложности в адаптации методов к другой внутренней и внешней среде;
- большие временные затраты;
- невозможность сравнения интегрированных показателей.
Общий бенчмаркинг
Общий бенчмаркинг предполагает исследование в любой отрасли. Он нацелен на изучение наиболее эффективных процессов любой компании. Именно общий бенчмаркинг можно применять для проведения сравнительной оценки совсем непохожих друг на друга предприятий. В некоторых ситуациях данный метод бывает трудно реализовать, так как общий бенчмаркинг требует широкого анализа всего процесса эталонного сравнения и тщательного понимания самой процедуры проведения в других сферах экономики.
Этот вид бенчмаркинга считается особым случаем, так как это одна из немногих форм эталонного сопоставления с лучшей в отрасли организацией.
Распространенной проблемой общего бенчмаркинга является асимметричность сравнимых предприятий. Если компания показывает низкую эффективность, то возникает необходимость поучиться у более эффективных предприятий. Общий бенчмаркинг решает данную проблему следующим образом: позволяет фирмам учиться на примерах из других отраслей и партнеров по бенчмаркингу.
Общий бенчмаркинг – это количественное и качественное сравнение производства, продаж, оказания услуг компаний, которые занимаются одним и тем же видом деятельности. Результатом сравнительной оценки является разработка направления развития и внедрения инноваций и технологий. Это позволяет активизировать инвестиционную деятельность.