Методика проведения бенчмаркинга
Любой проект бенчмаркинга может стать успешным, если соблюдать и выполнять каждый этап. В общем виде схема проведения эталонного сравнения строго не регламентирована, но существует определенная методика бенчмаркинга, которая состоит из семи этапов:
- анализ предприятия и выявление областей для совершенствования;
- определение предмета для эталонного сопоставления;
- поиск компании-эталона и выбор формы эталонного сопоставления;
- сбор информации;
- оценка информации, выявление ограничений в рамках реализации проекта и разработка плана внедрения;
- внедрение изученного передового опыта и практик в деятельности компании;
- повторная самооценка и оценка улучшений.
Первый этап заключается в диагностике компании, выявлении ключевых показателей деятельности. Те данные, которые получены в ходе проведения анализа, становятся основой для сравнения с конкурентами или эталоном, а также позволяет определить сильные и слабые стороны деятельности предприятия.
Для диагностики состояния компании используют различные подходы и методики. Самые распространенные инструменты:
- SWOT-анализ;
- сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard);
- модель организационной самооценки Тито Конти;
- карты качества Дженса Далгаарда и другие.
В качестве предмета для эталонного сопоставления первоначально использовали продукцию, затем процессы и практики. Это связано с различиями в характеристиках продукта, в производственных расходах, структуре потребителей, которые определяются особенностями бизнес-процесса и методами его осуществления.
Выбор эталонной организация является сложным и важным этапом, который определяет успех проекта бенчмаркинга. Обычно компании ограничиваются 2-3 компаниями для проведения сравнительного анализа. Современным инструментом поиска партнеров по эталонному сопоставлению являются бенчмаркинговые интернет-ресурсы.
Самый простой инструмент сбора информации – это контрольный лист. В нем в качестве оценочного компонента могут выступать критерии модели премии Правительства России в области качества, а также конкретные этапы бизнес-процесса или применяемые методы менеджмента.
После получения информации о деятельности эталонной компании, ее основных показателей и процессах следует проанализировать полученные сведения и определить те данные, которые помогут улучшить работу предприятия, устранить разрывы и подготовить новый проект по бенчмаркингу.
Далее полученный опыт внедряется в деятельность компании. Но это должно быть не слепое копирование, а адаптированное под условия функционирования предприятия на рынке.
И на последнем этапе осуществляется мониторинг хода выполнения работ и оценка полученных результатов. Это позволяет сформировать пакет информации для осуществления повторной самооценки и анализа улучшений.
Этапы бенчмаркинга
Процесс бенчмаркинга – это совокупность поступательных действий, которые осуществляются последовательно этап за этапом. Он состоит из восьми стадий:
- определение функций и бизнес-процессов, которые необходимо улучшить;
- выявление анализируемых показателей;
- идентификация лучших компаний внутри и вне отрасли;
- оценка выявленных показателей по выбранному направлению;
- подготовка данных об измерениях;
- сравнительный анализ собственных показателей и компании-лидера;
- устранение возможных ошибок на основе исследования;
- реализация проекта и подведение итогов.
На первом этапе выявляются собственные недостатки, которые следует рассмотреть со стороны. В этом случае можно увидеть, какие бизнес-процессы нуждаются в совершенствовании. Для этого используются методы конкурентно разведки. Также расставляются приоритеты над функциями, но в первую очередь определяются процессы, которые играют главную роль в формировании себестоимости товара. В итоге определяется фактор-показатель, которые способствует успеху компании на рынке.
На втором этапе изучается бизнес-план на предмет определения списка количественных и качественных параметров:
- отличительные факторы (широкий ассортимент и качество продукции);
- трудовые показатели;
- финансовая стратегия;
- информация о занимаемой рыночной доли.
Далее выявляются лидеры в отрасли и вне ее. Это могут быть не только прямые и явные конкуренты, но и параллельные конкурирующие предприятия, которые имеют потенциал в будущем стать прямыми соперниками.
На следующем этапе собирается и оценивается информация об интересующих процессах. Для проведения исследования используются формальные и неформальные опросы персонала, поставщиков, оптовиков и др.
На пятом этапе собранная информация систематизируется и приводится к виду для осуществления сравнительного анализа.
Шестой этап – это сопоставление полученных данных с собственными. Полученные результаты позволяют определить места для проведения изменений.
На седьмой стадии устраняются ошибки. Для улучшения качества работы необходимо определить слабые места. Но важный момент – оставаться собой даже при копировании методики работы лидера рынка.
На последнем этапе осуществляется реализация проекта бенчмаркинга и подведение итогов работы.
Принципы проведения бенчмаркинга
Проекты бенчмаркинга должны осуществляться при соблюдении следующих принципов:
- взаимность;
- аналогия;
- измерение;
- достоверность.
Первый принцип означает, что проведение бенчмаркинга предполагает необходимость взаимодействовать, обмениваться необходимой и полезной информацией, приходить к согласию. Каждый участник бенчмаркинг должен быть уверен в адекватном поведении других.
Второй принцип - это схожесть оперативных процессов компаний-участников. Успешным является тот проект бенчмаркинга, который обеспечивает наличие аналогии процессов и отбор партнеров согласно определенным критериям.
В рамках бенчмаркинга осуществляется сравнительная оценка параметров для выяснения их различий и способов улучшения.
В бенчмаркинге очень важна достоверность. В основе его проведения должны лежать фактические данные и точный анализ.