Понятие бенчмаркинга компании
Бенчмаркинг описывается как процесс или деятельность по долгосрочной подготовки стратегии развития бизнеса, которая основана на лучших практик конкурентов и партнеров на различных уровнях.
В условиях неопределенности внешней среды и влияния внешних факторов на деятельность компании на рынке, на ее взаимодействие с конкурирующими фирмами и партнерами, необходим инструмент, методология или функция, которая будет связана с определением, поиском результатов успешных практик для использования в своей деятельности.
Начиная с середины 1970-х годов, бенчмаркинг проводился в рамках конкурентного анализа. Сейчас данный метод успешно используется как способ оценки стратегий и целей работы по сравнению с лидерами рынка в различных отраслях. Это осуществляется в целях обеспечения долгосрочного пребывания на рынке.
Бенчмаркинг – это исследование успешного опыта конкурентов или компаний из других отраслей, для использования его в деятельности своей компании с целью оптимизации собственных бизнес-процессов.
Ключевая цель бенчмаркинга – это повышение эффективности работы компании, чего можно добиться следующими действиями:
- выявление лучших методов коммерческой деятельности и успешных бизнес-процессов;
- использование знаний, полученных от других компаний;
- получение конкурентного преимущества при применении лучшего опыта практической деятельности из других отраслей и сфер деятельности.
Довольно часто непонятно, как успешные компании достигают высокой эффективности в своей деятельности. Если наблюдать за работой таких предприятий, можно выявить, какие процессы, компетенции и навыки персонала вносят существенный вклад в успех и как их применить в собственной организации.
Бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса и является инновационным инструментом совершенствования деятельности компании. При этом, важное значение имеет преодоление психологической закомплексованности руководителей и персонала, их боязни всего нового. Без благоприятного настроя сотрудников и менеджмента компании нельзя построить успешный бизнес.
Примеры использования бенчмаркинга в российских компаниях
В России бенчмаркинг стал использоваться только в 1990-х гг. Предприятия-конкуренты и предприятия-партнеры обменивались полезной и необходимой информацией в ходе неформального общения. На практике именно подобное общение дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, которые приводят к внедрению новых форм менеджмента, программных продуктов, а также применению новых производственных технологий.
При сравнении эффективности использования бенчмаркинга в России и за рубежом, то отечественные компании существенно уступают иностранным предприятиям. На это в определенной степени влияет отсутствие государственной поддержки и регулирования применения бенчмаркинга. Кроме этого в РФ отсутствуют специализированные агентства, занимающиеся поиском партнеров по бенчмаркингу.
В России каждый год организуется мероприятие, направленное на поддержку бенчмаркинговой деятельности. Это «Премия правительства в области качества», которая позволяет компания улучшить различные аспекты своей деятельности и стать эталоном для проведения сравнительного анализа.
Компания, которая получает данную премию, обретает возможность улучшить свой имидж, характеризуя себя как надежного производителя продукции высокого качества, которая привлекает новых партнеров.
Российским компаниям независимо от размера и сферы деятельности следует постоянно изучать и использовать передовой мировой опыт во всех сферах деятельности, применять современные технологии и в частности метод бенчмаркинга. Отсюда ключевой проблемой в РФ является достижение глобальной конкурентоспособности и стабильных темпов роста ключевых отраслей промышленности.
Идеальный бенчмаркинг – это получение информации из первых рук и первых уст, но в России это осуществить крайне сложно. Как показывает опыт, компании неохотно или вообще не готовы делиться информацией и применяемыми технологиями даже с теми, кто работает в других отраслях.
Практика использования бенчмаркинга зарубежными компаниями
Бенчмаркинг активно применяют в своей деятельности заводы по изготовлению автомобилей. Они приобретают продукт у конкурента, разбирают его на комплектующие, проводят сравнительную оценку и делают соответствующие выводы.
Первой компанией, которая стала применять принципы бенчмаркинга, это Xerox. В 1970-х гг. наблюдалось падение доходности и уменьшение доли мирового рынка в сфере продаж копировальной техники. Основная причина лежала в появлении подобных японских продуктов Canon и Minolta. Изучение самой техники на первом этапе не принесло ожидаемых результатов. Тогда компания стала изучать весь процесс производства и уже на основе полученных данных смогла снизить производственные расходы наполовину.
Специалисты японского филиала компании Xerox проводили исследование конкурентов и собрали о них всю открытую информацию. Для определения сильных и слабых сторон была проведена сравнительная оценка собственных бизнес-процессов, затрат и идентичных показателей конкурирующих предприятий.
После определения себестоимости конкурентной продукции были выявлены товары с лучшими финансовыми показателями. Данный анализ позволяет компании проводить определенные изменения, даже упрощая структуру производства.
В 1990-х гг. компания Ford применяла бенчмаркинг для восстановления своих позиций на рынке. Специалисты провели внутренний бенчмаркинг, исследовали большое количество моделей машин в целях изучения преимущества каждой. В результате были выявлены модели, которые предпочитали потребители. А итогом анализа ста автомобиль, который получил звание «Автомобиль года». Но вскоре достигнутые показатели стали падать. Руководство автоконцерна пришло к выводу, что бенчмаркинг должен быть непрерывным процессом.