Понятие нового товара и порядок его разработки
Товары призваны с одной стороны удовлетворять постоянно меняющиеся потребности покупателей, а с другой – посредством своей реализации приносить прибыль предприятию-товаропроизводителю. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке и эффективно удовлетворять нужды и запросы потребителей предприятие вынуждено постоянно обновлять товарный ассортимент, выпуская на рынок новые продукты и услуги.
В общем смысле под новым товаром понимается тот товар, который воспринимается потребителями как новый. При этом он может быть как принципиальной инновацией, так и усовершенствованием уже существующего продукта.
Порядок создания нового товара определяется необходимостью последовательного прохождения ряда этапов, начиная от формирования самой идеи о новом продукте и заканчивая его непосредственным производством и сбытом. Важная роль в этом процесс отводится экономическому анализу.
Сущность и порядок проведения экономического анализа идеи создания нового товара и его продаж
На этапе генерации и отбора идей для создания нового товара производится поиск идей о возможном улучшении уже выпускаемого продукта либо о производстве принципиально нового, инновационного товара. По итогам отбора отсеиваются неперспективные и наиболее рискованные идеи, не восприимчивые рынком. Далее разрабатывается концепция товара, которая, впоследствии, и подвергается экономическому анализу.
Основополагающей целью проведения экономического анализа идеи о производстве и выводе на рынок нового товара выступает оценка его рентабельности (прибыльности). На основе этого определяется экономическая целесообразность реализации бизнес-идеи.
Неотъемлемой частью экономического анализа идеи создания нового товара выступает прогнозирование объемов его продаж. От точности его построения в значительной степени зависит достоверность результатов экономического анализа бизнес-идеи и успешность ее реализации.
Экономический анализ, проводимый при создании нового товара включает в себя следующие элементы:
- исследование затрат, связанных с разработкой нового товара, его выводом на рынок и последующей реализацией;
- прогнозирование объемов сбыта нового продукта;
- оценка возможного объема извлекаемой прибыли;
- оценка рисков, обусловленных производством нового продукта.
Прежде всего оценке подвергаются затраты, которые понесет предприятие в случае создания нового товара и его продажей. Сюда включаются расходы на разработку и проектирование, непосредственное изготовление (сырье, материалы, энергия, оплата труда рабочих и пр.), транспортировку, складирование, рыночное продвижение товара и т.п. При этом анализу подвергается как сама величина расходов, так и их структура.
Далее составляется прогноз продаж, то есть определяются возможные объемы сбыта, как в количественном, так и в качественном выражении. Нередко прогнозы делятся на оптимистичные, реалистичные и пессимистичные. При этом во внимание принимаются особенности рыночного спроса, уровень конкуренции и иные факторы внешнего макро- и микроокружения.
На основе прогнозных величин сбыта (выручки) и затрат оцениваются возможные объемы извлекаемой прибыли, а также рассчитывается рентабельность производства и продаж, то есть определяется экономический эффект, который может получить предприятие в случае создания нового товара.
Важная роль в процессе анализа идеи о создании нового товара отводится вопросам оценки рисков, которые могут быть производственными и не производственными, коммерческими, управленческими и т.п. Отличительной особенностью рисков выступает вероятностный характер их реализации. Это означает, что прогнозируемые риски могут произойти, а могут и не произойти. В любом случае важно разработать программу по их предотвращению и минимизации негативных последствий их реализации.
Точка безубыточности как основа экономического анализа при создания нового товара
В основе экономического анализа идеи создания нового товара лежит определение безубыточного объема его реализации, для чего определяется точка безубыточности.
Точка безубыточности представляет собой такой объем производства и реализации нового товара, при котором расходы на его изготовление и продажу будут полностью покрыты полученными доходами, а каждая последующая единица товара будет приносить предприятию прибыль. Иначе говоря, это тот минимально необходимый объем выпуска и реализации продукции, при котором расходы предприятия будут равны его доходам, а прибыль, соответственно, будет равна нулю.
В общем виде механизм определения точки безубыточности представлен на рисунке 1. Рассмотрим его более подробно.
Рисунок 1. Графический механизм расчета точки безубыточности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
За основу расчета точки безубыточности принимается четыре базовых параметра:
- постоянные затраты;
- переменные затраты (в расчете на единицу продукции);
- количественные объемы сбыта (количество единиц проданного товара);
- отпускная цена единицы товара.
С опорой на обозначенные выше параметры производится расчет точки безубыточности, которая может принимать одну из двух форм – натуральную или стоимостную.
Точка безубыточности в натуральном выражении определяется как отношение общей величины постоянных расходов к разности между ценой единицы товара и средней величиной переменных затрат в расчете на единицу продукции. Ее величина показывает, какое количество нового товара потребуется произвести и реализовать для того, чтобы выйти на нулевой уровень прибыли, покрыв при этом все расходы на его производство и реализацию.
Точка безубыточности в стоимостном (денежном) выражении может быть определена тремя способами. В первом случае она рассчитывается как результат умножения выручки от продаж на отношение общей величины постоянных затрат к разности между выручкой от реализации и переменными издержками. Во втором случае она рассчитывается через показатель маржинального дохода как отношение постоянных затрат к коэффициенту маржинального дохода. В третьем случае она может быть определена как безубыточный объем производства в натуральных измерителях умноженный на отпускную цену товара.
В том случае, если достижение точки безубыточности согласно прогнозам продаж возможно, идея создания нового товара может быть принята к реализации.