Понятие консьюмеризма в маркетинге
Консьюмеризм – это общественное движение, проводимое с целью защиты прав и интересов покупателей.
В современном мире под консьюмеризмом принято понимать организованное потребительское движение, выступающее за расширение и защиту прав потребителей и усиление их воздействия на товаропроизводителей и рыночных торговцев. В научный оборот термин «консьюмеризм» пришел в конце 1960-х – начале 1970-х гг., сменив понятие «суверенитет потребителя», обозначив таким образом переход от экономики производителей в сторону экономики потребителей. Сегодня консьюмеризм иначе принято называть потребительством.
Основной целью консьюмеризма как движения граждан выступает расширение прав потребителей и обеспечение качества товаров и услуг, поставляемых на рынок. На сегодняшний день в мировой практике принято выделять порядка семи базовых прав потребителей. В частности, речь идет о:
- праве выбора в условиях достаточной диверсификации и разнообразия рыночных предложений при ограниченности монопольного воздействия и поддержании конкурентоспособности цен;
- праве на безопасность товаров и услуг и соответствие их функционирования рыночному предложению;
- праве не информированность касательно свойств товара, гарантиях, способах продажи и пр.;
- праве на защиту от недоброкачественной продукции и возмещение ущерба, связанного с ее использованием;
- праве быть выслушанными и получить поддержку защиты своих интересов от общественных и государственных органов;
- праве на потребительское просвещение;
- праве на здоровую окружающую среду.
В нашей стране защиту основных потребительских прав и интересов обеспечивает государство на законодательном уровне. Сама сфера защиты прав потребителей регулируется соответствующим федеральным законом.
Сущность и концептуальные основы социально-этического маркетинга
Социально-этический маркетинг представляет собой комплексное взаимодействие коммерческой организации с участниками рынка, в основе которого лежит признание решающей роли социальной ответственности бизнеса.
В основе концепции социально-этического маркетинга лежит необходимость изучения и формирования потребностей покупателей, а также реализация мер по их более эффективному удовлетворению в сравнении с рыночными конкурентами при условии повышения благосостояния общества в целом.
Таким образом, в рамках концепции социально-ответственного маркетинга интересы этики и бизнеса сталкиваются между собой и находят определенные точки соприкосновения. На практике социально-этический маркетинг обычно реализуется по трем базовым направлениям (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые направления реализации социально-этического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первом случае речь идет об особой нише товаров, необходимых для улучшения и/или поддержания здоровья. Помимо непосредственно медицинской продукции сюда также включаются чистая вода, качественные продукты питания, натуральные ткани и пр. Во втором случае в виду имеется забота о повышении благосостояния наименее обеспеченных слоев населения и реализации мероприятий, направленных на удовлетворение нужд общества. В третьем случае предполагается, что бизнес должен проявлять заботу об улучшении состояния окружающей среды, минимизирую ее загрязнение в процессе производства, изготавливая безопасные в экологическом плане товары и используя более экологическую их упаковку.
Связь консьюмеризма и социально-этического маркетинга
Сегодня консьюмеризм и его значение играют крайне важную роль в маркетинге, особенно – в социально-этической концепции его развития. Успех бизнеса зависит от того, насколько предлагаемый им рынку продукт, его реклама и уровень сервисного обслуживания окажутся способными удовлетворить потребности покупателя. Доходы фирмы начнут расти тогда, когда она научится понимать, что в действительности нужно потребителю, каковы его настоящие потребности и ожидания.
Для того, чтобы быть успешно компания должна знать потребности покупателей задолго до начала производственного процесса. Более того, следует понимать, что потребности покупателей постоянно меняются. Это значит, что их необходимо постоянно отслеживать и анализировать. В конечном счете, успех бизнеса будет зависеть от потребителя, а именно от того – захочет ли он приобрести и оплатить его продукт, готов ли будет к совершению повторных покупок.
Добиться расположения потребителей можно лишь в том случае, если фирмой будет обеспечена защита их прав и интересов, а качество продукции будет соответствовать нормам и ожиданиям.
Таким образом, справедливо говорить о том, что понятия консьюмеризма и социально-этического маркетинга тесно связаны между собой. Более того, их интеграция позволяет добиться целого ряда преимуществ, связанных, в первую очередь, с удовлетворением покупательских потребностей и ожиданий. В конечном счете, консьюмеризм призывает к полной реализации концепции социально-этического маркетинга.
Общая проблематика социально-этического маркетинга
На практике реализация концепции социально-этического маркетинга нередко сталкивается с определенными трудностями. Речь идет не только о выборе инструментария и организационной постановке реализации маркетинговых мероприятий и инициатив, но и о решении того каким же образом компания и ее менеджеры должны подходить к решению вопроса об этической и социальной ответственности бизнеса.
Эксперты выделяют два подхода:
- бизнесу разрешено все, что законом не запрещено;
- одного лишь законодательного ограничения недостаточно, у компании должна быть «общественная совесть».
Таким образом, в первом случае проблема ответственности бизнеса определяется свободой рыночной конкуренции и системой законодательства, а во втором случае ответственность несет уже не система в целом, а каждая отдельно взятая фирмы и ее менеджеры.
Кроме того, определённые трудности наблюдаются и в сфере интеграции базовых положений консьюмеризма в повседневную практику деятельности компаний, пропагандирующих социально-ответственный маркетинг.