Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

АБС-анализ ассортимента с примерами

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / АБС-анализ ассортимента с примерами

Понятие и сущность АВС-анализа ассортимента

Определение 1

АВС-анализа ассортимента – это экономически обоснованная методика ранжирования товарных запасов, сырья и иных важных для фирмы «объектов».

АВС-анализ (в некоторых случаях его называют анализом «абс» или «абц») ассортимента основан на принципе Парето, более известном как правило «80/20». В соответствии с этим законом 20% усилий приносит 80% результата. В переносе на сферу бизнеса это означает, что всего лишь 20% продаваемой продукции приносит компании порядка 80% всей прибыли, остальные 80% товарного ассортимента дают лишь 20% дохода. В то же время на 20% ресурсов приходится 80% всего оборота. Таким образом, за большинство возможных результатов ответственно относительно небольшое число причин.

При проведении подобного рода анализа допускается использование такого инструмента, как матрица. Основной целью проведения АВС-анализа выступает оптимизация товарного ассортимента. При этом его главной задачей считается определение того количества каких товаров, предлагаемых к продаже, следует увеличивать, а количество которых, наоборот, уменьшить. Иначе говоря, он предназначен для вычисления наиболее и наименее прибыльных товаров. С опорой на его результаты принимаются решения об изменении товарного ассортимента с целью наращивания прибыли предприятия.

Часто АВС-анализ используется в фирмах, торгующих широким ассортиментом товарной продукции. Так, например, в компании, предлагающей порядка 1000 различных позиций, реально продаваться и приносить доход могут лишь 100 позиций, при этом новые поступления будут выпадать из продаж. В этом случае требуется оптимизации товарного ассортимента. Это значит, что основными задачами, выставляемыми перед АВС анализом, выступают очистка товарного ассортимента от хлама и/или наведение порядка в конкретной группе товаров. В первом случае речь идет о выявлении из всего ассортимента отдельных категорий товаров или их групп, которые плохо продаются (пользуется низким спросом). Во втором случае речь идет непосредственно о необходимости пересмотра товарного ассортимента и удаления из него неликвидных позиций.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Объектом АВС-анализа выступает товарный ассортимент. Иногда АВС-анализ дополняется XYZ-анализом, позволяющим разграничить товарный ассортимент на группы, в зависимости от колебаний спроса на продукцию и стабильности продаж.

Использование методики АВС-анализа для оценки товарного ассортимента имеет свои преимущества и недостатки. В общем виде они отражены на рисунке 1.

Сильные и слабые стороны АВС-анализа ассортимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сильные и слабые стороны АВС-анализа ассортимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Таким образом, использовать АВС-анализ ассортимента следует с умом, оценивая все возможные его преимущества и недостатки. При этом не рекомендуется использовать его в качестве конечного инструмента управления товарными запасами. Лучше применять его как промежуточный инструмент управления товарными группами в системе сбыта.

Общая методика проведения АВС-анализа ассортимента

АВС-анализ товарного ассортимента проводится по определенной методике. Определяется она самой сутью аналитического метода АВС, которая заключается в необходимости ранжирования товарных групп (единиц) по таким параметрам, как степень важности или по тому, насколько конкретный вид продукции важен для магазина с позиции спроса на него. Таким образом, АВС-анализ предполагает структуризацию товарного ассортимента по товарным группам, которые продаются хорошо, средне и приемлемо или же совсем плохо.

Проведение АВС-анализа предполагает необходимость прохождения ряда этапов. Сначала составляется полный список всех товарных позиций, которыми торгует фирма. Далее определяется доля каждой позиции в приносимой компании выручке. В данном случае удельный вес каждой отдельно взятой товарной группы (позиции) определяется посредством деления суммы группы на общую величину выручки от реализации. Затем накопительно рассчитывается совокупный процент, по результатам чего продукция делится на три группы по следующему принципу:

  • группа A дает 80% выручки, содержит 20% наименований.
  • группа B дает 15% выручки, содержит 30% наименований.
  • группа C дает 5% выручки, содержит 50% наименований.

После этого формируются выводы по проведенному анализу, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решение в части оптимизации товарного ассортимента, наращивания или сокращения отдельных видов продукции.

Рассмотрим процесс проведения АВС-анализа на конкретном примере.

Пример проведения АВС-анализа

В качестве примера возьмем одно из старейших в России предприятий, специализирующихся на выпуске лакокрасочных материалов – АО «Одилак». В общей сложности компания выпускает порядка 18 различных наименований лакокрасочной продукции, каждая из которых имеет свою специфику и особенности применения. Спрос на них неоднороден.

В качестве объекта проводимого анализа выступают товарные группы. В качестве параметра их разбивки выбрана фактическая выручка от их реализации.

По принципу, описанному ранее, разобьём ассортиментный ряд лакокрасочной продукции на три группы – А, В и С. При разбивке товарной продукции примем следующее уточнение: разбивку на группы выполним, отталкиваясь от суммы выручки от реализации, а разбивку по долям – определим по факту от количества наименований. Полученные результаты отражены на рисунке 2.

Пример АВС-анализа продукции АО «Одилак». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пример АВС-анализа продукции АО «Одилак». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для получения представленных на рисунке 2 результатов, список товарных групп лакокрасочных материалов АО «Одилак» был отсортирован в порядке убывания выручки. Далее была подсчитана общая сумма параметра по списку и сумма выручка по всем товарам списка, а позже – определена доля параметра каждой группы списка в общей сумме и доля нарастающим итогом.

Полученные данные позволяют определить количество наименований товаров лакокрасочного завода в каждой из трех групп:

  • группа А содержит 12 товарных позиций;
  • группа В содержит 4 товарные позиции;
  • группа С содержит 2 товарные позиции.

Итого получаем 18 товарных позиций.

Соотношения групп А, В и С по результатам анализа принимают следующий вид:

  • на группу A пришлось 79% выручки и 66,67% наименований;
  • на группу B пришлось 15% выручки и 22,22% наименований;
  • на группу группу C пришлось 6% выручки и 11,11% наименований.

Исходя из рассмотренных нами ранее рекомендуемых соотношений, справедливо говорить о том, что правило Парето не выполняется. Таким образом, товарную структуру лакокрасочных изделий АО «Одилак» нельзя считать оптимальной. Это факт, в свою очередь, требует внимания со стороны руководства и принятия соответствующих мер по оптимизации товарного ассортимента.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис