Доставка товара - это логистическая операция, которая заключается в предварительной подготовке товара, его загрузке в транспортное средство, перемещении к месту нахождения покупателя и передаче товара этому покупателю.
Общие сведения о доставке товара
Доставка товара является одним из важнейших этапов воспроизводственного процесса, в рамках которого произведенная и проданная продукция перемещается до ее покупателя. Необходимость доставки товара обуславливается территориальной удаленностью продавца (производителя) от покупателя (потребителя).
Процесс доставки товара может отличаться в зависимости от заявленного получателя. С одной стороны, товар может доставляться домохозяйству, который планирует его использовать для конечного потребления. Следовательно, товар, скорее всего, будет доставляться в ограниченном количестве (считанными единицами) возможно в нестандартный пункт назначения.
С другой стороны, товар может доставляться другому предприятию, который предполагает его использование в процессе производства другого товара. Обычно заказ на покупку товара является не единичным событием, а частью продолжительного взаимодействия с партнером. Поэтому и процесс доставки является отлаженным, а пункт назначения - знакомым. Кроме того, товар заказывается в крупных масштабах, измеряемых несколькими партиями.
Логистический подход к организации хозяйственной деятельности предъявляет к предприятиям необходимость соблюдения ряда принципиальных положений. Их можно описать следующими задачами:
- соблюдение установленных сроков доставки;
- разработка оптимального маршрута;
- эксплуатация транспортных средств с высокой эффективностью;
- обеспечение сохранности груза;
- минимизация транспортных расходов;
- правильное и своевременное оформление всех необходимых документов;
- соблюдение всех требований местного и международного законодательства.
Работа над совершенствованием процесса доставки товара составляет одно из приоритетных направлений деятельности многих предприятий, поскольку логистические и, в частности, транспортные издержки занимают значительную часть в общей структуре расходов. Следовательно, критически важно выбирать оптимальные способы доставки товара, которые находят отражение в логистических схемах.
Разработка логистической схемы доставки товаров
Оптимальная логистическая схема доставки товара разрабатывается посредством совершения предприятия выбора в пользу того или иного варианта выполнения отдельных операций и действий, совокупность которых и образует весь процесс доставки товара. При этом одним из важнейших критериев данного выбора является время продвижения товаров. В данном случае цель заключается в сведении этого времени к минимуму.
В большинстве случаев работа по разработке логистической схемы доставки товаров проходит в семь последовательных и взаимосвязанных этапов:
- Определение типа груза, на основании характеристик которого строится вся логистическая система (грузы могут быть длинномерными, скоропортящимся, сыпучими, жидкими, неделимыми, сборными).
- Выбор подходящего транспорта, основными критериями для которого являются скорость доставки, тариф и соответствие грузу; выделяют несколько разновидностей транспорта, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками - автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный (морской и речной), трубопроводный.
- Определение способа перевозки, главным отличительным признаком которого является количество используемых видов транспорта; выделяют три способа перевозки - унимодальные, интермодальные, мультимодальные.
- Маршрутизация, т. е. выбор рационального маршрута, процесс которого состоит из пяти последовательных этапов - исследование местности, разбор характеристик груза, время перевозки, оценка себестоимости, анализ возможных рисков.
- Обеспечение непрерывности процесса доставки за счет постоянного контроля за движением транспортного средства с грузом, прежде всего, за счет работающих транспортных средств и информационных технологий.
- Оптимизация, которая заключается в том, что при возникновении внештатной ситуации логисты, чтобы избежать простоев и задержек, вовремя вносят корректировки в маршрут и другие аспекты доставки товаров.
Правильно выбранная логистическая схема доставки товаров имеет ряд отличительных черт, наличие которых необходимо обеспечить любому предприятию, решающему логистические задачи. В частности, должно быть обеспечено слаженное взаимодействие всех участников процесса транспортировки груза. При этом на каждом участке пути необходимо контролировать перемещение груза.
Транспорт следует своевременно подавать к перегрузочным пунктам. Грузовые параметры, как правило, подлежат унификации за счет упаковки в одну тару на всем протяжении пути. Вся транспортная документация, связанная с доставкой товара до покупателя, должна быть оформлена по единым нормам.
В целом применение методов и принципов транспортной логистики упрощает предприятиям осуществление перевозок, делает доставки товаров более эффективными, безопасными и дешевыми. Логистическая схема доставки товаров способствует более тщательной проработке всех важных аспектов транспортировки еще до ее начала. Благодаря этому клиенту будет предоставлена вся подробная информация о процессе перемещения товара.
Таким образом, продуманная логистика является для современного предприятия весомым конкурентным преимуществом над другими участниками рынка. Причина этого кроется в том, что при построении маршрута учитываются основные требования со стороны заказчика: скорость поставки (т. е. время продвижения товара), сохранность груза и доступная стоимость перевозки.