Тарифная система - это совокупность принципов, правил, методов возмещения (оплаты) полной стоимости реализуемой продукции на основе тарифов.
Общее представление о тарифах
Цены на логистические услуги включают в себя большое число экономических категорий. Одной из таких составных категорий являются тарифы на грузовые и пассажирские перевозки.
В самом общем виде транспортные тарифы представляют собой одну из форм цены на продукции транспорта, которая должна обеспечить возможность расширенного воспроизводства на транспорте.
Как правило, транспортные тарифы состоят из двух частей. Первая часть представлена непосредственно платой, которая взимается за перевозку грузов и (или) пассажиров. Вторая часть состоит из сборов за совершение дополнительных операций, которые связаны с осуществлением грузовых и (или) пассажирских перевозок.
Первоначальная разработка и дальнейшая корректировка транспортных тарифов осуществляются при соблюдении ряда важных принципов. В конечном итоге транспортные тарифы должны обеспечить, с одной стороны, нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой стороны, потребителю транспортных услуг выгодность обращения к предприятиям транспорта общего пользования.
Кроме того, предполагается, что тарифы и тарифная система в целом должны выводить на решение следующих важных макрологистических задач:
- размещать в регионе и стране производительные силы наиболее рациональным способом;
- приблизить потребителей и поставщиков материальных ресурсов;
- распределить грузовые потоки в макрологистической системе наиболее рациональным способом;
- использовать подвижной состав наиболее полным образом;
- минимизировать уровень нерациональных перевозок;
- ликвидировать порожные пробеги;
- оптимизировать грузооборот между различными видами транспорта.
Уровень транспортных тарифов обычно складывается на определенный момент. Он не характеризуются продолжительностью стабильного положения. Причина этого кроется в изменении нескольких ключевых параметров: грузоподъемность и загрузка транспортного средства, род и вид груза, размер отправки, скорость и дальность перевозок, степень использования живого и овеществленного труда, техническая оснащенность, уровень производительности труда, деловая активность и т. д.
Уровень тарифных ставок может регулироваться со стороны транспортного предприятия умышленно. Оно обычно преследует цель таким способом стимулировать спрос, причем не только на основную продукцию транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные услуги.
Особенности тарифной системы автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт характеризуется применением сложной системы транспортных тарифов, которая отражает два основополагающих подхода. Тарифная система автомобильного транспорта включает в себя следующие элементы:
- повременные тарифы, которые используются для оплаты каждого часа работы автомобиля за время с момента его выхода из гаража и до возвращения в гараж (при исключении времени на обеденный перерыв);
- сдельные тарифы, которые устанавливаются за перевозку фактической массы грузов или количества пассажиров в зависимости от расстояния и класса груза или категории пассажиров;
- тарифы на километраж пробега.
Стоит отметить, что сдельные тарифы делятся на общие и исключительные. Общие тарифы применяются в отношении грузовых перевозок, отправки в рамках которых составляют массу свыше 5 тонн. Исключением из этого правила являются массовые навалочные грузы, которые оплачиваются по исключительным тарифам и массой до 5 тонн в городском и пригородном сообщениях.
Установление исключительных тарифов в большинстве случаев касается перевозок массовых, навалочных грузов. В данном случае плата взимается за фактическую массу груза, которая зависит от расстояния перевозки и грузоподъемности подвижного состава.
Существует четыре случая применения тарифов из покилометрового расчета. В первом случае плата исчисляется за пробег автомобиля, который следует своим ходом, для работы вне места его постоянного пребывания и при возвращении обратно. Во втором случае основанием для исчисления платы выступает пробег автомобиля в обоих направлениях, когда перевозка не состоялась по вине заказчика. Третий случай имеет место при оказании специальных услуг и выполнении автомобилем других операций. Последний (четвертый) случай происходит при перегоне (доставке) нового подвижного состава или после капитального ремонта автомобиля.
На автомобильном транспорте еще широкое распространение получила, так называемая, транзитная льгота, которая используется в качестве поощрительной меры для транзитных перевозок. Суть транзитной льготы состоит в платном предоставлении заказчикам (отправителю или получателю груза) со стороны перевозчика права на прерывание перевозки в промежуточном пункте на пути следования, при этом перевозка будет оплачиваться по сквозному тарифу.
На автомобильном транспорте в процессе управления широко используются различные надбавки, скидки и штрафы. Их использование означает изменение тарифной платы в таких случаях, как изменение условий перевозки, нарушение установленных норм и порядков и т. д.
За простои автомобилей и (или) выполнение им дополнительных логистических операций (например, заезды, взвешивание, пересчет и т. д.) взимается дополнительная плата. Она также исчисляется исходя из грузоподъемности автотранспортных средств. Если простой подвижного состава превышает установленные нормы основного и дополнительного времени, то вместо дополнительной платы начинают взиматься штрафы.
Таким образом, на автомобильном транспорте действует особая тарифная система, которая выступает в качестве основы для совершения грузовых и пассажирских перевозок.