Инструмент логистики - это средство оказания воздействия на процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия для достижения определенных целей и решения конкретных задач путем использования логистического подхода к управлению в экономической сфере.
Применение предприятиями инструментов логистики
Коммерческий успех отечественных и зарубежных предприятий сегодня на рынке обеспечивает выполнение такого условия, как организация эффективной логистической деятельности. Речь идет про внедрение в практику хозяйствующих субъектов деятельности по управлению материальными и сопутствующими потоками ресурсов.
В современной мировой экономике сфера применения логистических систем и технологий постоянно расширяется. В Российской Федерации это, в первую очередь, касается тех предприятий, которые заняты добычей и переработкой нефти и газа, металлургических и автомобилестроительных заводов, сферы розничной торговли (ритейл).
Перечисленные организации задают тон в построении корпоративных логистических систем, рациональных организационных структур управления логистикой в аспектах интегрированных цепей поставок, выборе оптимальных логистических технологий и информационных систем поддержки принятия решений. Этим же вопросом вплотную начинают интересоваться и представители сферы среднего предпринимательства.
Заинтересованность отечественных предприятий в использовании инструментов логистики объясняется тем, что на российский рынок постепенно приходят зарубежные компании, которые уже давно практикуют у себя применение логистических методов. Благодаря развитию логистической инфраструктуры и все более широкому внедрению телекоммуникационных средств в хозяйственную практику у отечественного производства появляется значительно больше резервов для обеспечения себе экономического роста. Как показывает опыт зарубежных предприятий, использование логистических концепций и инструментов занимает существенное место в управленческой идеологии.
Интенсивная разработка логистических систем за рубежом и их непосредственное использование начались в 1960-х годах. Данный процесс имел тесную связь с развитием компьютеризации. В этом плане наиболее ярким примером является японская автомобильная компания «Тойота» (Toyota Motor Company), которая разработала и внедрила логистическую систему JIT (Just-in-time - «Точно вовремя»). Помимо этого, большой вклад в логистизацию бизнеса внесли американские ученые-экономисты, предприниматели, а также военные, чьи методы снабжения войск были заимствованы коммерческим сектором.
Судя по результатам опросов, проведенных в последнее время специализированными организациями, больше половины отечественных промышленных предприятий не используют современные логистические инструменты и методы улучшения организации производства. В то же время обратным путем в России пошли такие крупные компании, как Группа «ГАЗ», ВАЗ, КАМАЗ, Русал, Северсталь, Сбербанк и др.
Характеристика современных инструментов логистики
На данный момент можно констатировать, что в сфере логистики применяется значительное количество инструментов. Эти инструменты преимущественно используются для организации и перемещения потоков от источников к целям во времени и пространстве.
Логистические инструменты можно определить как средства влияния на производственные процессы, которые используются руководством предприятия для достижения определенных целей и решения конкретных задач. Особенностью инструментов логистики является их тесная связь и взаимодействие с инструментами маркетинга.
Специалисты предлагают разделять существующее множество разнообразных инструментов логистики на несколько групп. В качестве критериев группировки используются бизнес-процессы, в рамках которых и предполагается применение современных инструментов логистики.
На сегодняшний день подобная группировка логистических инструментов может выглядеть следующим образом:
- Стратегический менеджмент: планирование потребности в материальных ресурсах, планирование требований к распределению, планирование ресурсов предприятия, расширенное планирование, совместное планирование, прогнозирование и приобретение, синхронизированное с потребителем планирование ресурсов.
- Технологический менеджмент: гибкие производственные системы, оптимизированные производственные технологии, комплексное автоматизированное производство, управление техническим обслуживанием основных фондов, комплексная система обеспечения качественной работы оборудования, замена штампа в течение одной минуты, система рационализации рабочего места, бережливое производство, корпоративные системы управления производством.
- Логистический менеджмент: управление событиями в логистических цепях, мониторинг логистических цепей, планирование потребности во входных, внутренних и выходных материальных потоках, логистика, ориентированная на спрос, запасы, управляемые клиентами, гибкая система складской грузопереработки.
- Управление товаром: непрерывная поддержка закупок и жизненного цикла изделий, автоматизированное проектирование, всеобщее управление качеством, метод управления качеством «Шесть сигм».
- Управление отношениями с потребителями: эффективное реагирование на запросы потребителей, управление физическим распределением, управление продажами.
- Управление отношениями с поставщиками: активная система поставок, аутсорсинг.
- Финансовый менеджмент: концепция «Точно во время», планирование потребностей в финансах, система сбалансированных показателей, функционально-стоимостной анализ, управление портфелем активов, контроллинг, метод минимальных общих затрат, метод управления затратами.