Пригородный маршрут - это путь регулярного следования средства общественного транспорта, который проходит из одного города до другого населенного пункта на расстояние не более 50 километров.
Категории пригородного маршрута перевозки пассажиров
Перевозка пассажиров обычно осуществляется по определенному маршруту. Последним называют установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования транспортных средств между начальным и конечным пунктами. В логистике общественного транспорта, как правило, выделяют следующие виды маршрутов:
- Городской маршрут - это маршрут, который находится в пределах черты одного города;
- Пригородный маршрут - это маршрут, который проходит за пределы черты города на расстояние до 50 километров включительно;
- Междугородний маршрут - это маршрут, который проходит за пределы черты города на расстояние более 50 километров.
Пригородные и междугородние маршруты одновременно могут быть внутрирайонными (если их начальные и конечные пункты находятся в пределах одного административного района), внутрирегиональными (если их начальные и конечные пункты находятся в пределах одного региона) и межрегиональными (если их начальные и конечные пункты находятся на территории разных регионов). Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов также особенно выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, а также один сельский населенный пункт с районным центром.
Если пригородный маршрут пролегает в горной местности, то его относят к такой категории транспортных маршрутов, как горные маршруты. Еще стоит обратить внимание на то, что все маршруты (в том числе пригородные) подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение общественного транспорта на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных - в течение определенного периода времени (сезона).
Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах
Перевозка пассажиров (или пассажирская перевозка) на пригородных маршрутах в большинстве случаев осуществляется одним из двух видов транспорта - железнодорожным (в виде электричек) и автомобильным (в виде автобусов и маршруток). Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах осуществляется частными и государственными (муниципальными) перевозчиками, которые заключили соответствующий договор на выполнение перевозок с уполномоченным органом исполнительной власти.
Заключение и осуществление договора на выполнение пассажирских перевозок осуществляются в порядке, который установлен действующим национальным законодательством и принятыми в его исполнении подзаконными нормативными актами.
Основные цели организации пригородного маршрута перевозки пассажиров заключаются в следующем:
- Удовлетворение потребностей населения региона в пассажирских перевозках;
- Обеспечение безопасности пассажиров при пользовании транспортными средствами;
- Транспортировка в пункт назначения в кратчайшие сроки наиболее оптимальным путем;
- Получение транспортных и иных услуг на высоком уровне культуры;
- Обеспечение своевременной перевозки багажа и его сохранности.
С инициативой об открытии пригородного маршрута регулярного сообщения могут выступать уполномоченный государственный орган исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также граждане и организации. Условиями для открытия пригородного маршрута регулярного сообщения являются наличие устойчивого пассажиропотока и соответствие пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры, размещенных на этом маршруте, предлагаемому расписанию движения транспортных средств.
Инициатива об открытии пригородного маршрута должна быть оформлена в виде заявки, которая подается в уполномоченный орган государственной власти. В заявке необходимо описать предлагаемый маршрут посредством указания пути следования транспортных средств, основных остановочных пунктов, типа транспортного средства, расписания движения, а также еще нужно обосновать потребность в открытии данного маршрута.
Заявка на открытие пригородного маршрута рассматривается в течение установленного срока (обычно от одного до трех месяцев). За это время формируется специальная комиссия, которая анализирует поступившую заявку и обследует предлагаемый к открытию маршрут. Комиссия может выявить недостатки, которые необходимо устранить до открытия маршрута.
Открытие пригородного маршрута удостоверяется распорядительным документом уполномоченного органа регионального уровня. А момент его открытия считается момент внесения соответствующей записи в реестр маршрутов регулярных сообщений.
На каждый пригородный маршрут регулярного сообщения перевозчик, определяемый в ходе открытого конкурса, составляет паспорт маршрута в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у уполномоченного органа исполнительной власти, а второй - у перевозчика.
Изменение пригородных маршрутов осуществляется в том же порядке, что и их открытие. Изменение или закрытие пригородного маршрута может понадобиться в том случае, если он перестал соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, отсутствует спрос со стороны перевозчиков на выполнение пассажирских перевозок по этому маршруту, открылись новые или закрылись старые объекты транспортной инфраструктуры.
Перевозки пассажиров на пригородных маршрутах осуществляются по графикам (расписаниям) движения. При разработке этих документов необходимо обеспечить соответствие, во-первых, между требуемой и фактической пропускной способностью дорог и остановочных пунктов, а во-вторых, между требуемой и фактической пропускной способностью конечных станций маршрутов регулярного сообщения.