Классификация закупок
Закупки предприятия можно классифицировать по типу потребности. Потребность может быть прежняя, новая или модифицированная. В соответствии с этим различают соответственно закупку повторяющуюся, новую или закупку с изменениями.
В зависимости от объекта закупки можно выделить:
- закупку сырья и материалов для производства;
- закупку полуфабрикатов и комплектующих для производства;
- закупку инструментов, инвентаря и прочих товаров, необходимых для обеспечения производственных процессов;
- закупку основных фондов (оборудования, помещений), в отличие от других видов закупки затраты на приобретение основных фондов переносятся на готовую продукцию не полностью, а частями в процессе амортизации;
- закупку товаров для перепродажи (осуществляется торговыми предприятиями);
- закупку услуг (например, курьерских услуг, услуг связи, рекламы и т.д.), главным логистическим отличием закупки услуг от прочих видов является невозможность хранения, следовательно, время оказания услуги должно совпадать с запросом потребителя, а последствия несвоевременности могут быть весьма серьезными.
По способу определения поставщиков выделяют конкурентные и неконкурентные виды закупок.
- К конкурентным закупкам относятся конкурсы, торги, тендеры, аукционы, запросы коммерческих предложений поставщиков, конкурсные переговоры и др.
- Неконкурентные закупки осуществляются у единственного поставщика в случае поставки уникального продукта или услуги.
Виды государственных закупок
Осуществление государственных закупок в РФ регламентируется ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Целью этих законов является повышение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Под действие Федерального закона № 44 ФЗ попадают следующие лица:
- органы государственной и муниципальной власти,
- распорядители и получатели бюджетных средств,
- уполномоченные органы,
- специализированные организации.
Под действие Федерального закона № 223 ФЗ попадают:
- государственные корпорации,
- государственные и муниципальные унитарные предприятия, субъекты естественных монополий,
- автономные учреждения,
- организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности.
В ФЗ № 44 и № 223 прописаны особенности осуществления следующих виды закупок: конкурс (открытый или с ограниченным участием), электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика. В ФЗ № 223 дополнительно указываются следующие виды закупок: электронные закупки и закупки малого объема (до 100 тыс. р.).
Рассмотрим особенности перечисленных видов государственных закупок.
Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его продукция отвечает требованиям организаторов.
Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.
Запрос котировки – это способ определения поставщика товара или услуги, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным.
Запрос предложений − это способ закупки аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.)
Аукцион предусматривает размещение информации о предстоящих торгах в свободном доступе. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, предложивший наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.