Функции склада по выполнению заказов потребителей
Выполнение заказов потребителей - это ключевой бизнес-процесс склада, включающий деятельность по приему и обработке заказа потребителя, отбору и комплектованию заказа, отгрузке товара со склада, а также выполнение сопутствующих логистических услуг клиентам.
Существует три формы работы склада по выполнению заказов потребителей:
- консолидация (мелкие партии, полученные от нескольких поставщиков, объединяются и отгружаются в адрес одного клиента);
- комиссионирование (крупные партии товаров от одного поставщика разукрупняются и отгружаются потребителям в небольших количествах);
- смешанная форма (партии от нескольких поставщиков разукрупняются, сортируются в соответствии с заказами и отгружаются нескольким потребителям).
Процесс выполнения заказа потребителей включает выполнение следующих функций:
- прием заказов потребителей;
- регистрация заказов в информационной системе предприятия;
- отбор товара каждого наименования в соответствии с заказом;
- фасовка, подсортировка, комплектация товаров в соответствии с заказом;
- формирование грузовой единицы (укладка товаров на поддон и упаковка);
- документальное оформление отобранного заказа;
- организации отгрузки заказа (подача транспортного средства, погрузка товара, передача заказа под ответственность экспедитора);
- доставка товара потребителям;
- сбор и возврат многооборотной порожней тары (поддоны, тара, контейнеры);
- контроль выполнения заказов клиентов;
- оказание дополнительных логистических услуг потребителям.
Повышение эффективности работ по выполнению заказов потребителей
Для повышения эффективности комплектования заказов и обслуживания потребителей склада существуют следующие способы.
- Использование средств штрихового кодирования или иных технических средств электронной идентификации товара ($QR$-кодирование, $RFID$-технологии). Это позволяет быстро и точно идентифицировать товар, ускорить его прием, регистрации. В системе и отбор в соответствии с заказами.
- Организация адресного хранения товара, то есть назначение каждому товару конкретного места и присвоение ему индивидуального номера (адреса). Это позволяет ускорить процессы комплектации, сводит к нулю возникновение пересортицы, ускоряет процессы инвентаризации склада.
- Рациональное зонирование склада. На складе должны быть в обязательном порядке выделены зоны приемки, хранения, отгрузки. Площадь каждой зоны обосновывается исходя из грузооборота склада, интенсивности работ, специфики запасов.
-
Разработка рациональных маршрутов комплектации заказа. В зависимости от специфики заказа разрабатываются различные принципы построения маршрутов комплектации:
- по самому кратчайшему маршруту,
- от полного заказа (начинать с ячейки, из которой можно набрать полное необходимое количество товара для заказа),
- от минимального запаса (начинать с ячейки, в которой располагается минимальное количество, что позволяет освободить ячейки без перемещения и объединения партий),
- и др.
-
Размещение товаров в зависимости от объема и интенсивности отгрузок. Наиболее востребованные товары с высокой частотой отгрузки следует располагать ближе к зонам отгрузки, это позволит повысить производительность комплектации. Для определения порядка размещения товаров по данным критериям проводят $ABC$ и $XYZ$- анализ складского запаса. $ABC$-анализ проводят по критерию объема отгрузки, $XYZ$- анализ – в зависимости от интенсивности (частоты отгрузки). Наложение результатов анализа позволяет сформировать 9 групп товара, для которых разрабатываются стандарты управления запасами и правила размещения на складе.