Логистическая стратегия - это общий сценарий достижения предприятием целей управления материальными и сопутствующими потоками в заданных параметрах внутренней и внешней среды в соответствии с положениями принятой корпоративной стратегии.
Понятие и значение логистической стратегии компании
По мнению некоторых современных специалистов в области логистики, логистическая стратегия (особенно, включающая ряд инновационных положений) является идеальным инструментом оптимизации ресурсов и бизнес-процессов крупных компаний. Разработка, утверждение и исполнение логистической стратегии способно повысить экономическую эффективность компании.
Логистическая стратегия представляет собой разработанный на долгосрочную перспективу общий план использования на предприятии инструментов и средств логистики ради оптимального управления потоковыми процессами в заданных параметрах внутренней и внешней среды в соответствии с положениями принятой корпоративной стратегии. Логистическая стратегия является формой выражения стратегического управления логистической деятельности предприятия.
В логистической стратегии устанавливается связь между, с одной стороны, целями, возможностями и ресурсами предприятия, а с другой стороны, рыночными реалиями. Кроме того, положения логистической стратегии подчинены общей стратегии предприятия, которая определяет основные направления и приоритеты логистической деятельности.
Организация цепей поставок серьезно усложнилась, а требования к повышению качества обслуживания и организации товародвижения и сбыта в целом возросли. Поэтому сейчас в обществе наблюдается неуклонный рост удельного веса затрат на реализацию логистических процессов. Следовательно, рационально разработанная и правильно реализуемая логистическая стратегия может существенным образом повлиять на оптимизацию ресурсов хозяйствующего субъекта в цепях поставок.
Разработка логистической стратегии компании
Направления развития логистики определяются высшим руководством компании в соответствии со стратегическими целями. Они должны обеспечивать оптимизацию всех ресурсов компании в процессе управления как основными (материальными), так и сопутствующими (финансовыми, информационными, сервисными) логистическими потоками.
Отсюда важным является соблюдение последовательности этапов разработки логистической стратегии компании:
- Постановка главной цели (обеспечение конкурентных преимуществ компании на рынке) и, возможно, второстепенных целей;
- Определение задач, выполнение которых приведет к достижению поставленных целей;
- Прогнозирование результатов (отбор модели прогнозирования, сбор данных, составление прогноза);
- Анализ внутренних и внешних затрат на реализацию логистической стратегии и оценка эффективности логистической деятельности по сравнению с конкурентами;
- Оценка рисков в логистики, т.е. возможности нарушения устойчивости системы логистических процессов компании.
По завершении перечисленных этапов разработки логистической стратегии компания должна получить точное и ясное представление о своей логистической миссии. Еще должны быть приняты важные управленческие решения, которые касаются правил осуществления логистической деятельности в компании и непосредственной реализации логистической стратегии.
Реализация логистической стратегии компании
Разработка логистической стратегии компании осуществляется на стратегическом уровне планирования ее логистической деятельности. Вслед за ним происходит переход на тактический уровень планирования, на котором разрабатывают детальные планы реализации логистической стратегии.
Реализацией логистической стратегии компании будет заниматься, так называемый, логистический менеджмент. Поэтому очень важно определить его место и роль в общем менеджменте компании. Еще требуется согласовать цели логистического менеджмента с целями деятельности функциональных подразделений компании.
Логистические менеджеры, ответственные за реализацию логистической стратегии, должны обладать такими умениями, как:
- управлять изменениями;
- формировать в коллективе доверительные отношения;
- привлекать и развивать таланты;
- использовать неопределенность, неясность и сложность как импульсы развития;
- делиться своим опытом с подчиненными и др.
В логистической стратегии современной компании большое значение отводится формированию корпоративной логистической культуры. Речь идет про единую систему ценностей, норм и правил деятельности, которая должна быть привита сотрудникам компании и соблюдаться ими. В качестве примера можно привести распространение гибкого подхода к формированию внутрипроизводственного среды, ориентацию сотрудников на кратко- и долгосрочную перспективу развития логистики, построение системы деловых отношений с поставщиками и потребителями.
Логистическая стратегия реализуется в конкретных условиях внешней и внутренней среды. Поэтому важно учитывать факторы, которые оказывают воздействие на этот процесс. К факторам внешнего характера относятся емкость целевого рынка, конкурентная среда, особенности потребительского спроса на продукцию, общественное мнение, влияние властных структур и др. К факторам внутреннего характера относятся финансовые и ресурсные возможности компании, ее материальная база, уровень подготовки персонала логистических подразделений и др.
Таким образом, объективный анализ логистической стратегии позволяет компании избежать ошибок в стратегическом планировании своей хозяйственной деятельности предприятия и увеличить эффективность основных процессов, непосредственно связанных с формированием потребительской ценности.