Аутсорсинг логистических услуг - это основанная на заключенном гражданско-правовом договоре передача предприятием непрофильных (неосновных) видов и функций логистической деятельности другой организации, специализирующейся в этой сфере.
Понятие и сущность аутсорсинга логистических услуг
Рыночная экономика базируется на постоянной конкуренции между предприятиями, действующими в одной области хозяйства. Следовательно, они вынуждены усиливать собственную конкурентоспособность за счет повышения качества производимой продукции (товаров, работ, услуг) и снижения производственных издержек. Один из способов решения подобной задачи заключается в применении технологии аутсорсинга логистических услуг.
Аутсорсинг логистических услуг представляет собой передачу со стороны предприятия части или всех логистических функций для их выполнения внешней специализированной логистической компанией. Для логистической компании аутсорсинг - это основной вид ее предпринимательской (коммерческой) деятельности, т. е. ее услуги по аутсорсингу должны быть вознаграждены предприятием-заказчиком определенной суммой денежных средств.
Полный перечень прав и обязанностей предприятия-заказчика и логистической компании устанавливается посредством заключения контракта / гражданского договора. В связи с этим аутсорсинг логистических услуг также называется контрактной логистикой.
Логистические услуги как объект аутсорсинга
Деятельность современного производственного предприятия тесно связано с выполнение логистических функций и совершением логистических операций. По своей сути они для предприятия являются непрофильными, вспомогательными, поэтому естественным является то, что именно на них в первую очередь обращают внимание при обострении вопроса об оптимизации хозяйственной деятельности.
Логистическая деятельность предприятия может быть представлена в виде нескольких групп. Можно выделить транспортировку товарно-материальных ценностей, которая может внешняя (от поставщика или клиенту) и внутренняя (между подразделений предприятия). Важную роль играет складирование материальных ресурсов и готовой продукции, которое состоит из действий по приему, размещению, хранению, сортировке, упаковке, отправке товаров.
В связи с этим логистические компании специализируются на выполнении тех или иных операций. Поэтому на рынке аутсорсинга в настоящее время можно встретить такие организации, как экспедиторы, перевозчики, складские компании, провайдеры программного обеспечения (оптимизации логистических услуг), а также компании, которые предоставляют своим клиентам комплексное логистическое обслуживание.
Преимущества и недостатки аутсорсинга логистических услуг
В основном причины передачи логистических функций производственно-хозяйственной деятельности предприятия для выполнения сторонней логистической компанией связаны с теми преимуществами, которые можно извлечь из данной ситуации. Главные положительные эффекты логистического аутсорсинга заключаются в следующем:
- ресурсы предприятия-заказчика будут освобождены от выполнения вспомогательных, неприбыльных работ и будут сосредоточены на осуществлении наиболее рентабельных видов деятельности, что должно привести к повышению общей экономической эффективности;
- специализированные логистические компании, обладая достаточными масштабами и опытом работы, уникальными технологиями и оборудованием, характеризуются более высокой производительностью, что для предприятия оборачивается снижением расходов по выполнению логистических операций;
- у предприятия-заказчика отпадает необходимость в поиске и найме в собственный штаб персонала достаточного опыта и квалификации для выполнения отдельных логистических работ;
- поставщик логистических услуг может иметь высокую репутацию или популярную марку, что может быть использовано предприятием-заказчиком для усиления собственной конкурентоспособности;
- конкурентные позиции предприятия могут быть укреплены также за счет повышения качества обслуживания потребителей, услуги которым будут оказываться более профессиональными логистическими компаниями.
Перечисленные и ряд дополнительных преимуществ, которые предприятия-заказчики услуг аутсорсинга могут получить в результате обращения к специализированной логистической компании, обуславливают то широкое распространение по всему миру аутсорсинга логистических услуг. В то же время это явление не стало особо популярным в мировой экономике, поскольку существует несколько факторов, которые существенным образом оказывают ограничивающее действие. В частности, речь идет про следующие аспекты:
- результатом передачи логистических функций на аутсорсинг может стать утечка секретной информации, которая составляет коммерческую тайну предприятия;
- из-за необходимости взаимодействия с логистической компанией у предприятия-заказчика может наблюдаться снижение оперативности в предоставлении сведений, необходимых для принятия управленческих решений;
- масштабный аутсорсинг логистических услуг может поставить предприятие-заказчика в состояние полной зависимости от внешних исполнителей;
- деятельность логистической компании не может быть подвергнута полноценному контролю со стороны предприятия-заказчика;
- в случае отсутствия на рынке высокоэффективных логистических компаний предприятию грозит увеличение убытков из-за низкого качества логистических услуг.
Таким образом, предприятию перед тем, как принять решение о передаче логистических услуг на аутсорсинг или об отказе от этого действия, следует провести тщательный анализ собственной логистической системы и рынка логистических провайдеров. Только взвесив все риски, нужно решаться на подобный шаг.