Основные определения теории сложных понятий
Виды сложных понятий – это выделенные на основании определенного критерия классы составных по выраженности признаков в наименовании (делимых на значащие части по составу термина) понятий.
Главная содержательная особенность словесно-логической традиции состоит в том, что понятие описывается как некоторый мысленный «слепок» множества сущностей, который обобщенно репрезентируется в человеческом сознании в виде совокупности существенных признаков, организованных по определенным правилам. В рамках этой традиции практически невозможно описать сложную организацию предметного содержания понятия, т. к. понятие – это не просто статическая репрезентация реальности, а сложно устроенный когнитивный феномен, позволяющий выстраивать собственные репрезентации в зависимости от стоящих перед субъектом познавательных целей.
Словесно-логическая внешняя репрезентация понятия – единственная и принципиально необходимая форма представления и обработки знаний. Чтобы формально специфицировать предметную область, используется две формальные системы:
- исчисление понятий, применяемое для выражения инвариантных свойств предметной области. Инвариантные свойства включают свойства понятийных структур предметной области;
- специализированный предметный язык, который строится для каждой предметной области отдельно и используется для задания ее специфических свойств.
Проблематика – это представления, которые следуют из содержательной постановки решаемой задачи и определяют один из возможных аспектов рассмотрения и декомпозиции предметной области.
Проблематика может рассматриваться как целевая установка субъекта, осуществляемая при выделении значимых сущностей предметной области.
Предметная область – это фрагмент реальной или виртуальной действительности, который представляется как некоторая совокупность принадлежащих ему сущностей.
Под сущностью понимают уникальное устойчивое представление о выделенной части предметной области.
Восприятие сущности происходит через ее признаки. Признаки могут быть классифицированы на следующие категории:
- атрибут (свойство),
- предмет,
- состояние,
- событие,
- процесс,
- оценка,
- квантификатор,
- модификатор,
- модальность.
Проводя декомпозицию предметной области, исходят из допущения, в соответствии с которым мир рассматривается как совокупность относительно устойчивых взаимосвязанных сущностей, которые можно выделить и представить (объективизировать) как знаковую систему.
Под признаком понимают именованную сущность, характеризуемую множеством своих значений (проявлений) и имеющую семантическую роль (проблемную интерпретацию).
По своей сути признаки – это элементарные сущности, с точностью до которых описывается предметная область. Признаки предметной области выделяются с точки зрения проблематики, зафиксированной проблемной областью.
Под понятием понимают форму мышления, отражающую совокупность сущностей в их существенных признаках.
Понятие предусматривает объединение множества сущностей на основе общности признаков. Понятия именуются и задаются:
- схемой – набором признаков, на которых определяется понятие,
- интенсионалом – содержанием понятия, которое представляется набором значений взаимосвязанных признаков и позволяет отличить принадлежащие понятию сущности от других сущностей,
- экстенсионалом – объемом понятия, задаваемым множеством сущностей, которые принадлежат понятию.
Признаки и сущности как основа выделения видов сложных понятий
Сущности, которые составляют интенсионал понятия, различаются с помощью признаков подобно самим понятиям, поскольку каждый признак может быть рассмотрен как некоторое первичное понятие. При этом его экстенсионал образуется множеством допустимых значений понятия-признака, а интенсионал представляет семантическую роль. Таким образом:
- интенсионал признака содержит минимальные смысловые единицы, являющие основой построения описания предметной области,
- экстенсионал признака определяет термы (элементарные синтаксические единицы), используемые для того, чтобы выразить составные понятия через простые.
Разделение понятий на простые и сложные (составные) относительно. По большей части оно зависит от онтологических представлений субъекта познания. Частично такие представления определяются прагматикой в соответствии с проблематикой решаемой задачи.
Механизм образования понятий – абстрагирование.
Абстракция – это один из важнейших процессов умственной деятельности, который позволяет мысленно вычленять и превращать в самостоятельные объекты рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета.
По уровню различают:
- абстрагирование, которое приводит к образованию простых понятий,
- абстрагирование, которое приводит к образованию сложных понятий.
Когда формируется простое понятие, абстракция выступает некоторым сознательным неведением, позволяющим сосредоточиться на единственной стороне сущности, игнорируя все остальные стороны. Другое проявление абстракции – обозначение понятия именем (знаком) без раскрытия признаков, определяющих это понятие.
При образовании сложных понятий абстрагирование заключается в выделении существенных и несущественных, общих и разных признаков у рассматриваемых понятий.
В зависимости от типологии применяемой абстракции могут быть выделены виды сложных понятий, полученных в результате:
- обобщения: понятие порождается на основе пересечения схем обобщаемых понятий с расширенным объединением их экстенсионалов;
- типизации: понятие-тип порождается путем пересечения схем типизируемых понятий и строгого объединения их экстенсионалов (типизация – частный случай обобщения);
- ассоциации: понятие порождается путем объединения схем ассоциируемых понятий и ограничения декартова произведения их экстенсионалов;
- агрегации: понятие порождается путем объединения схем агрегируемых понятий и декартова произведения их экстенсионалов.
Другой вариант классификации сложных понятий базируется на способе взаимодействия множеств признаков:
- соединительные,
- альтернативные,
- отрицательные сложные понятия.