Общая характеристика поздней схоластики
Проблема взаимозаменимости для языков с различными системами семантических категорий в поздней схоластике – это вопрос допустимости замен выражений (интенсионально и экстенсионально эквивалентных), рассматриваемый философами-схоластами начиная с XIII-XIV века.
Поздняя схоластика - это период европейской философии, который начался в XIII веке и продолжался до XVII - начала XVIII века. В этот период философия стала более специализированной, и философы стали использовать более сложные методы и терминологию для описания мира.
Одной из ключевых характеристик поздней схоластики был фокус внимания на логике и методологии. Философы стали разрабатывать более сложные логические системы и использовать их для анализа и описания мира. Они также стали использовать новые методы, такие как аналогия и абстракция, для описания сложных концепций и проблем.
Еще одной характеристикой поздней схоластики была ее религиозная ориентация. Философы стали все больше интересоваться религиозными вопросами и использовать философию для их решения. Они также стали все более заинтересованы в анализе богословских доктрин, таких как триединство Бога и свобода воли.
Следующей специфической характеристикой поздней схоластики стало внимание к проблемам языка и семантики. Философы стали все больше интересоваться вопросами взаимосвязи между языком и реальностью, а также проблемам перевода и взаимозаменяемости различных языков.
Интенциональность в схоластике XIII-XIV веков
Зарождение интенциональной философии Средневековья тесно связано с теологией:
- с тринитарным учением о различии божественных Лиц;
- с учением о рождении Бога Слова;
- с учением об идеях творений в Боге.
Поскольку схоластика отвергала наличие в Боге сущностных отличий, так же как и предикацию божественной сущности каких-либо акцидентальных свойств, исследователи решили, что реальные различия Лиц должны мыслиться по модели отношений особого типа. Речь идет не об отношениях между разными сущностями, а об отношениях между разными ипостасями одной сущности. Здесь кроется причина начала заинтересованности теологии (а также – на более низком уровне – метафизики) в разработке столь важной для теории интенциональности типологии отношений.
Традиционно в науке прослеживают историю интенциональности начиная с трудов Фомы Аквинского. Строго говоря, Фома не ставил проблематику интенциональности как проблематику содержания ментальных актов. Схоласта интересовал только генезис внутренних образов и понятий, представляемый как природный процесс. Построение всей когнитивной концепции происходит вокруг аристотелева тезиса о познании как принятии в ум или чувство формы вещи без материи. Для Фомы когнитивный процесс – это приключение формы, которая проходит через этапы абстрагирования от единичности и материальности. В итоге Фома приводит ее к состоянию чисто духовного, или чисто интенционального бытия, но речь по-прежнему идет о специфическом состоянии формы, а не о содержании ментальных актов, отличающемся ирреальность. Не вызывает никаких сомнений разве что такая заслуга Фомы Аквинского, как утверждение и закрепление интенциональной терминологии в схоластическом дискурсе.
Подлинным началом средневековой интенциональности предстают труды Генриха Гентского. Он четко определил термин intentio, который ранее хоть и часто использовался, но без систематичности, с разными значениями. По определению Генриха Гентского, intentio – это та сущностная черта, которая в рамках единой сущности может схватываться в отдельном понятии, причем его значение не пересекается со значениями понятий других интенций в той же сущности. Различие между интенциями схоласт называет «интенциональное различие»: «Интенционально различны те [сущностные признаки], которые, будучи укорененными в простоте одной и той же вещи, образуют о себе различные понятия».
Значителен вклад в исследование интенциональной проблематики Дунса Скотта. Он продолжил разработку интенционального различие и переопределил его в формальное различие, обладающее более солидной онтологической основой. Дунсу принадлежит сложная и тонкая концепция формальной структуры единичных сущих.
После трудов Дунса интенциональная тематика приобрела статус ключевой для схоластических изысканий. Среди ученых, внесших значительный вклад в ее изучение, можно отметить:
- Гервея Наталиса,
- Петра Ауреола,
- Уильяма Оккама.
Интенциональность в схоластике XVII-первой половины XVIII веков
В XVII веке произошло революционное для интенциональной тематики освобождение от жесткой привязки к теологии. В этот период была сформулирована концепция интенциональной жизни, которая на протяжении последующий десятилетий получила бурное развитие. Интенциональные теории получили приложение к метафизической и логической частям целостного философского знания – здесь происходило их уточнение и оттачивание в специфических контекстах.
К этому же периоду относится формулировка общего смысла интенционального как такового (в контрасте со смыслом реального вообще). Фундаментальными свойствами тварного реального признавались его произведенность (выведенность в бытие) и способность служить производящей причиной, т.е., в свою очередь, производить в чем-либо изменения и выводить в бытие другое сущее. И наоборот, «к понятию интенционального принадлежит только репрезентировать, а не вызывать изменения», или: «интенциональное и репрезентативное бытие, как таковое, нереально и нефизично».
Далее, интенциональные теории последовательно представляют генезис понятий от первичных внешних чувств до полностью оформленных conceptus. Этот процесс представляется как постоянное взаимодействие элементов, принятых извне и произведенных душой, активности и пассивности, интенционального и инертного. Виртуозно разработанная тема генетической связи между внешним предметом и объектом, репрезентированным в интеллекте, – одна из характерных черт интенциональных теорий рассматриваемого периода.