Характеристика объема понятия
Отношения между объемами понятий – это связь, которая устанавливается между совокупностями входящих в каждое из понятий объектов.
Понятие является одной из базовых форм мышления. Поскольку мышление связано с действительностью и выражается в языке, для характеристики понятия важно определить:
- как оно соотнесено с реальностью,
- как оно выражено в языке.
Процесс возникновения понятий является объективной закономерностью развития мышления. Предпосылка существования понятий – это предметный характер окружающего мира, т.е. наличие отдельных предметов, характеризующихся качественной определенностью. Предметы обладают разнообразными признаками:
- отличительными и общими,
- существенными и несущественными,
- случайными и необходимыми и т. д.
Такое деление носит условный характер – так, например, в одной группе предметов признак может быть общим, но если поместить один из таких предметов в другую группу, признак станет отличительным (в группе детского сада признак «возраст 4 года» общий для всех, а в семье из мамы, папы и ребенка этот же признак становится отличительным).
Понятие, отражая предметы реальности, находится в неразрывной связи со словом. Слово выступает в роли материального носителя понятия, средства хранения, закрепления мысли и передачи ее другим людям.
Понятие имеет две важные стороны:
- содержание,
- объем.
Объем понятия – это его количественная характеристика. В зависимости от объема выделяют следующие разновидности понятий:
- пустые и непустые. Если понятие относится к несуществующим предметам мысли, то его объем нулевой (понятие пустое). Например, пустыми являются понятия «вечный двигатель», «домовой» или «идеальное черное тело». В непустые понятия входит по меньшей мере один предмет реальности;
- единичные и общие. Понятия, в которые входит всего один предмет, называются единичными, например: «Москва», «первый президент России», «Трудовой кодекс Российской Федерации». В общие понятия входит группа предметов, причем понятие приложимо к каждому предмету из этой группы.
Классификация отношений между понятиями по объему
Все понятия можно разделить на две большие категории:
- сравнимые,
- несравнимые.
Сравнимыми называют понятия, которые в своем содержании так или иначе имеют общие существенные признаки, по которым их можно сравнить.
Степень сравнимости бывает разной и зависит от ближайшего общего понятия. Например, сравнивая яблоко и апельсин, можно взять общее понятие «фрукты». Сравнивая комара и эвкалипт, можно взять понятие «живые организмы».
Несравнимыми называют понятия, которые не имеют в той или иной мере существенных общих признаков.
Между несравнимыми понятиями не может быть никаких отношений в части объема. Сравнимые понятия по объему могут находиться в одном из двух видов отношений:
- совместимые понятия,
- несовместимые понятия.
Совместимыми называют понятия, объемы которых хотя бы в какой-то части совпадают (само название указывает на то, что они совмещаются).
Между совместимыми понятиями могут быть следующие типы отношений:
- равнозначность, также называемая равнообъемностью. Это отношение связывает понятия с полностью совпадающим объемом. Содержание таких понятий может в некотором смысли различаться (характеризовать одни и те же предметы, но через разные наборы признаков). Например: «Автор романа «Война и мир»» и «Человек, написавший «Анну Каренину»». В обоих случаях речь идет про Льва Николаевича Толстого. Но если ввести понятие «Русский писатель, имеющий титул графа», это понятие не будет равнозначно приведенным ранее, потому что кроме Л.Н. Толстого были и другие графы-писатели;
- субординация (подчинение). Это отношение связывает понятия, одно из которых входит в объем другого, составляя его часть (не исчерпывая полностью). Большее из таких понятий называют подчиняющим, а меньшее – подчиненным. Например, понятие «металл» подчиняется понятию «химический элемент». Более общее понятие называют родом, менее общее – видом. Поэтому такие отношения еще называют родовидовыми. Одно и то же понятие может выступать в одних отношениях родовым, в других – видовым, например: «животные – млекопитающие» и «млекопитающие – кошачьи». Исключение составляют единичные понятия, характеризующие один предмет – они не могут быть родовыми; и наиболее общие категории (такие, как «бытие») – они не могут быть видовыми;
- пересечение (перекрещивание). Это отношение связывает понятия, объемы которых частично совмещаются. Например: «студенты и спортсмены». Есть студенты, которые не занимаются спортом; есть спортсмены, которые уже не учатся, но есть и студенты-спортсмены.
Несовместимые понятия не имеют общих элементов; их объемы не совпадают ни в какой части.
При этом между несовместимыми понятиями тоже могут существовать отношения:
- координация (соподчинение). Это отношение, связывающее два несовместимых понятия, каждое из которых как вид подчиняется одному и тому же роду. Например, понятия яблоки и груши – ничто не является яблоком и грушей одновременно, но оба эти понятия подчинены понятию «фрукты»;
- контрадикторность (противоречие). Это отношение напоминает соподчинение, но имеет особенность: контрадикторные понятия должны полностью перекрывать их общий род. Как правило, одно из противоречащих понятий отражает наличие у предмета признака, а второе – отсутствие этого признака (или совокупности признаков). Например: «целые вазы» и «разбитые вазы»;
- контрарность (противоположность). Это отношение связывает понятия, признаки которых противопоставляются – но при этом есть и что-то промежуточное, входящее в общее родовое понятие. Например, если говорить о родовом понятии школьников, можно выделить противоположные понятия «отличник» и «двоечник». Но существуют школьники, которых нельзя отнести ни к одной из этих категорий – хорошисты и троечники – занимающие промежуточное положение. Следует учитывать, что противоположность понятий может быть относительной. Так, «щедрость» противоположна «скупости», но сама выступает как нечто среднее между «расточительностью» и «скупостью».