Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логические и семантические парадоксы и их значение для развития логики

Общая характеристика парадокса

Определение 1

Логические и семантические парадоксы – это противоречия, имеющие статус логически корректных выводов и в то же время приводящие к взаимно исключающим заключениям.

Смысл – одно из загадочных явлений, которые люди стремятся постигнуть на протяжении всей жизни. Для российской культуры поиск смысла является главной ценностной ориентацией. Смысл принято относить не к языковой, а к ментальной сфере – это проявляется в многочисленных и нередко несовместимых определениях рассматриваемого понятия. Интерес к смыслу – изменчивому, текучему, многоликому, не зафиксированному в границах – проявляют логики, психологи, лингвисты и философы.

С точки зрения лингвистики, смысл рассматривают на разных уровнях языковых единиц. При этом по мере перехода от уровня к уровню значение смысла возрастает. На уровне анализа текста смысл предстает как ментальное образование, формируемое в результате понимания текста. Лингвистический подход опирается на представление о том, что в тексте содержится смысл, который нужно постигнуть с помощью анализа в первую очередь языковых средств. Смысловой уровень восприятия связан с такими характеристиками понимания, как:

Несмотря на то, что смысл включен в общечеловеческую единую картину мира (систему знаний) и может существовать как надъязыковое образование, нельзя говорить об его однозначности, поскольку он:

  • недоступен в прямом наблюдении,
  • инвариантен, что проявляется в возможности иносказания, перефразирования и других преобразований.

Вероятно, этим можно объяснить популярность литературных произведений, в которых нарушаются привычные смысловые схемы. Для этого служат следующие приемы:

Парадоксы вызывают интерес исследователей с глубокой древности. Как стилистический прием парадокс использовался в античной риторике. Современная наука трактует это понятие неоднозначно, причем у логики, философии и лингвистики сформировались разные подходы.

Парадоксальные суждения ориентированы на то, чтобы актуализировать два противоречащих друг другу смысла в одно и то же время. В онтологической конструкции реципиента при восприятии парадокса такие смыслы располагаются в тесной взаимосвязи. Чем большей универсальностью по сфере философского бытования характеризуется парадокс, чем в большей степени он может быть реализован вне первоначального контекста, тем очевиднее и ярче близость и противоречивость сопоставляемых в нем смыслов и понятий, тем заметнее он для реципиента.

«Логические и семантические парадоксы и их значение для развития логики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Парадокс – это тупиковая ситуация, создаваемая мозгом. Парадокс предполагает утверждение, что «это» тождественно «то» для разных понятий «то» и «это». Возникающее противоречие и является парадоксом. Также парадокс означает неоднозначность выбора из двух качеств, необходимость выбрать их оба одновременно, что порождает противоречие. Как правило, противоречие парадокса можно проследить и на формальном, и на семантическом уровнях.

Классификация парадоксов

Парадоксы могут быть разделены на три категории:

  1. Логические парадоксы. Хотя научное понимание парадокса связано с общеразговорным, полного совпадения смыслов нет. С точки зрения науки под нормой понимают истину, соответственно, всякое отклонение от истины – противоречие, ложь – может характеризоваться как парадокс. Поэтому в логике «парадокс» рассматривается как синоним противоречия или антиномии. Парадоксом называют всякое рассуждение, которое доказывает одновременно истинность высказывания и его отрицания. При этом к парадоксам относят только правильные (отвечающие требованиям логических норм) умозаключения, а не содержащие ошибку рассуждения (сознательно ошибочные – софизмы или несознательно – паралогизмы). Чтобы устранить логический парадокс, требуется ввести третье истинностное значение (перейти к многозначной логике) – дополнить классические варианты «ложь» и «истина» «бессмысленностью». В качестве классического примера логического парадокса можно привести парадокс Рассела.
  2. Семантические парадоксы. Эта разновидность парадоксов связана с такими понятиями, как именование, обозначение, осмысление лжи и истины и т. д. Поскольку формирование семантических парадоксов происходит больше в лингвистических, нежели в логико-математических терминах, поэтому их разрешение никогда не считалось для логики и математики значимым.
  3. Прагматические парадоксы. Эта категория парадоксов представляет собой выводы, которые делаются из верных (по крайней мере, общепризнанных) исходных принципов, но при этом противоречат реальной ситуации (например, физической). Так, противоречащие многовековым научным традициям (и в этом смысле парадоксальные) выводы в больших количествах содержатся в теории относительности и квантовой механике.

Семантические парадоксы тесно связаны с логическими и прагматическими. Если первые относятся к именам понятий, то вторые и третьи – к самим понятиям. В случае с эмпирическими парадоксами парадоксальные вопросы касаются теории, строящейся на аксиоме апелляции к эмпирической реальности; в случае с парадоксальными ответами – теории, построенной на аксиоме автономности языковой реальности. Итак, истина приобретает аксиоматический статус.

Таким образом, предпосылкой возникновения парадокса является нарушение как минимум в одном аспекте:

  • логическом,
  • лингвистическом,
  • прагматическом.

Интересно, что механизм, приводящий к созданию парадоксов, также может порождать и нонсенсы. Нонсенс, как правило, проявляется в нарушении связи с объективной реальностью. В рамках нонсенса формируется собственная реальность, не ориентирующаяся на масштабы реально возможного или вероятного. Предметы и взаимосвязи, существующие в объективной действительности или надстраивающиеся на реальные события, формируют фантастический мир. Нонсенс трансформирует не только отношения между предметами, но и отношения между идеями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot