Общая характеристика логической культуры
Логическая культура – это система мыслительных навыков, обеспечивающая выражение имеющихся мыслей в отчетливой и ясной форме, а также приобретение новых мыслей на основе этой формы.
Современное общество построено так, что людям часто приходится выступать перед публикой. Слушая речи ораторов в аудиториях, на заседаниях и митингах, по радио или телевидению, можно заметить, что:
- одни говорят слабым или резким голосом, а другие – хорошо поставленным;
- одни последовательно приводят одну мысль за другой и к завершению выступления подают главную мысль в четко выраженном и глубоко обоснованном виде, а другие неспособны четко сформулировать мысль или выстроить систему аргументов для ее подтверждения.
Логика как наука не занимается вопросами четкости произношения или красоты голоса, а также артикуляции и интонирования. Безусловно, эти параметры важны для хорошего оратора. Кому-то от природы повезло, другие могут тренироваться, занимаясь риторикой и выполняя специальные упражнения. Логика же концентрируется на другом аспекте ораторского искусства – умении четко выражать мысли и подбирать достаточные и уместные аргументы в их поддержку, а также корректно критиковать аргументы и мнения собеседников.
Чтобы выступление было качественным с содержательной точки зрения, требуются два компонента:
- знание предмета. Если выступающий недостаточно погружен в тему, в лучшем случае он играет роль диктора, произносящего чужой текст. Поэтому знание предмета – условие необходимое, но не достаточное. Бывает так, что человек является хорошим специалистом в какой-то сфере, но не может четко донести мысли до других, убедительно их аргументировать;
- логическая культура. Это условие тоже является необходимым, но недостаточным само по себе. Без логической культуры невозможно добиться успеха в делах, связанных с убеждением словом.
Говоря о логической культуре, нужно понимать, что культура вообще связана в первую очередь не с сознательно выполняемыми действиями, а с привычками и полубессознательными навыками. Если человек за столом постоянно контролирует себя, вспоминая о том, что нельзя чавкать и класть локти на стол, нельзя лезть в общее блюдо своей вилкой – его нельзя в полной мере называть культурным. Эти вещи должны глубоко укорениться, пронизать все привычное поведение личности. Так же обстоит ситуация и с логической культурой.
Говоря о том, что логическая культура позволяет ясно и отчетливо выражать мысли и приобретать на основе такого выражения новые мысли, следует сделать два замечания:
- под выражением здесь понимается внутреннее представление (для себя) и сообщение другим. Иными словами, логическая культура имеет два аспекта реализации – внутренний (в мышлении носителя культуры) и внешний (в речи). Внешний аспект тесно связан с речевой культурой, но не равен ей – представление мыслей для логической культуры первично, а их речевое воплощение вторично;
- под мыслями здесь подразумеваются как отдельные понятия и суждения, так и последовательности умозаключений.
Логически культурный человек способен максимально эффективно использовать имеющиеся знания, подготавливая выгодные условия для приобретения новых знаний и передачи их другим. Развитая логическая культура – это ключ к быстрым и правильным, красивым и убедительным рассуждениям. Чтобы развивать свою логическую культуру, нужно изучать логику, знакомиться со стандартами правильных рассуждений.
Логическая культура как междисциплинарный феномен
К понятию логической культуры обращаются исследователи со стороны разных наук:
- философии,
- логики,
- психологии,
- педагогики и т. д.
При этом не выработан единый терминологический аппарат, не сформулированы четкие дефиниции. У разных авторов можно встретить такие понятия, как «культура мышления», «культура умственного труда», «логическая культура», причем между ними отсутствует четкое разграничение.
Феномен логической культуры выражается через:
- противопоставление логически нормированного (отвечающего логическим законам) мышления мышлению, в котором эти законы нарушаются;
- актуализацию идеи правильного и неправильного, логичного и нелогичного мышления;
- признание возможности совершенствовать интеллектуальные навыки путем изучения логики.
Несмотря на многовековые изыскания, к настоящему моменту степень разработанности феномена логической культуры можно охарактеризовать следующим образом:
- разные области научного знания имеют мотивацию к обращению к феномену логической культуры, связанную с осознанием его значимости в контексте продуктивной организации мыслительной деятельности;
- логическая культура однозначно применяется только к объектам мыслительной природы;
- научный статус логической культуры как объекта внутридисциплинарного, междисциплинарного или трансдисциплинарного исследования не определен;
- исследование признаков логической культуры ведется несистемно, без установление четких оснований выделения признаков;
- научная рефлексия ориентирована на признаки логической культуры, но не на конструирование понятия. В некоторой степени это объясняется доминированием практического аспекта проблематики над теоретическим;
- содержание логической культуры не определено, использование термина характеризуется эпизодичностью, отсутствуют отношения со сравнимыми понятиями. В целом можно заключить, что понятие не разработано.
Итак, уровень научной разработанности проблемы логической культуры соответствует первоначальному этапу развития теории, соотносимому со сбором данных, вычленением признаков отдельных объектов, первичными обобщениями. Какой-либо традиции исследования данного объекта в науке пока не сложилось.
Потребность в изучении логической культуры, как представляется, носит прикладной практический характер и может осуществляться в контексте анализа видов человеческой деятельности с применением логико-философского, социологического, психологического научного инструментария.