Сущность критического мышления
Критическое мышление – это применение системы мышления для анализа информации, оценки событий и интерпретации явлений, а также составления объективных выводов в контексте системы обучения.
Критическое мышление является одним из ключевых soft skills в современном мире. Человек, обладающий развитым критическим мышлением, имеет целый набор навыков:
- наблюдательность,
- умение обосновывать свою позицию и точку зрения,
- сосредоточенность на исследовании информации,
- способность применять в разных ситуациях аналитические навыки.
Критическое мышление полезно в самых разных ситуациях, оно может пригодиться в любой жизненной сфере.
Обладающий критическим мышлением человек способен:
- понимать, какие логические и причинно-следственные связи имеются между разными понятиями и суждениями;
- быстро анализировать и оценивать суждения окружающих;
- грамотно выстраивать собственные аргументы и доводить их до окружающих;
- замечать несоответствия, несостыковки и обычные ошибки в аргументации и логике;
- отмечать, насколько идеи релевантны и важны для общего контекста;
- производить рефлексивную оценку собственных верований и мнений.
Принципы критического мышления могут быть описаны с помощью аббревиатуры «ГЛОБУС»:
- «Г» – гибкость мышления. Этот критерий выступает как один из ключевых. Мы живем в мире, меняющемся с невероятной скоростью. Адаптация к любым изменениям требует способности также быстро подстраиваться. Иными словами, человеку приходится работать с разными вариантами действий, выходить за привычные рамки. Нужно не просто быстро находить новые стратегии, но и пересматривать принятые решения, отказываться от устаревших взглядов, оказавшихся неправильными. Обладающий гибким мышлением человек воспринимает ситуацию не однополярно. Если у него что-то не получает, он не сдается, а переходит к реализации альтернативного варианта. Негибкий человек превращается в заложника стереотипов. Только благодаря гибкости мышления можно избежать лишнего стресса и ненужных конфликтов;
- «Л» – логичность изложения. Обычно под логичностью понимают разумность рассуждения, обоснованность выводов и последовательность поведения. Критическое мышление и логика тесно связаны;
- «О» – обоснованность суждений. Обладающий критическим мышлением человек не только требует от других логичных аргументов, но и сам не прибегает к голословным заявлениям. Ни один тезис, от кого бы он ни исходил, не должен восприниматься на веру без адекватной доказательной базы;
- «Б» – беспристрастность. Нельзя подгонять логику под эгоистичные желания. Мышление должно происходить как бы от третьего лица, без эмоций;
- «У» – упорядоченность мыслей. Чтобы добиться упорядоченного, последовательного, системного и организованного мышления, нужно навести в мыслях порядок. Зрелый и крепкий разум несовместим с хаосом, гармония рождается только в порядке. Упорядоченно мыслящий человек владеет синтезом и анализом, принимает взвешенные решения;
- «С» – самостоятельность мышления. Критическое мышление подразумевает самостоятельность. Конечно, можно прислушиваться и ко мнению окружающих, не нужно принимать решения вопреки кому-то, чтобы продемонстрировать свою оригинальность – все решения должны быть осознанными.
Глобальные тренды образования
Хотя система образования весьма консервативна, постепенно происходит ее адаптация к изменениям мира. В ведущих вузах уже сегодня обучение строится совсем не так, как 20-30 лет назад. В целом можно выделить следующие ключевые тренды, претендующие на роль основополагающих на ближайшие десятилетия:
- Междисциплинарность. Если в традиционной системе образования мир рассматривается через призму профильного направления, явления изучаются с одного ракурса, то в последние годы происходит переход к другому варианту, когда исследование каждой темы осуществляется с позиций нескольких предметов. Иногда комбинируются дисциплины, кажущиеся несочетаемыми – например, технические и гуманитарные. Сторонники такого подхода утверждают, что он позволяет добиться более глубокого и целостного понимания.
- Активные методы обучения. Если в XX веке профессора выступали носителями уникальных знаний, которыми делились на лекциях, то в XXI веке уроки превратились в площадку для дискуссий, практики и исследования. Студент перестал быть пассивным слушателем, он стал самостоятельно искать решения, анализировать и делать выводы. Лекции сменяются другими форматами – игровыми заданиями, дискуссиями, решением кейсов, проблемными занятиями. Преподаватель должен формировать учебную среду и задавать направление исследования, а не транслировать готовые знания.
- Свобода и ответственность. Обучающиеся получают свободу выбора изучаемых предметов и способов их освоения. В прошлое уходят стандартизированные учебные программы, им на смену приходят индивидуальные траектории. Это повышает мотивацию, позволяет управлять собственным развитием.
- Смешанное образование и диджитализация. Очные занятия дополняются использованием онлайн-платформ. Это снижает нагрузку на преподавателей и оптимизирует учебный процесс. Студенты получают возможность изучать теорию в комфортном темпе, а время уроков использовать для командной работы и живого обмена мнениями.
- Глобализация. Специалисты с пониманием других культур и опытом жизни или обучения за рубежом все более востребованы на рынке труда. Высшее образование также становится глобальным. Практика двойных дипломов, когда выпускник одновременно получает диплом российского и, например, британского университета, стирает границы между национальными системами образования. Выпускники бакалаврских программ все чаще отправляются за степенью магистра за рубеж, тем более что именно на магистерские программы можно попасть бесплатно, воспользовавшись одной из международных стипендиальных программ.