Профессионализация мышления руководителя
Гражданские основы профессионального мышления руководителя – это барьер, препятствующий трансформации деловой группы или управленческой команды в закрытый орден, номенклатурную касту.
Профессиональные изменения сознания привлекают пристальное внимание ученых. Наибольшее число исследований посвящено мышлению. Не вызывает сомнений, что должность и положение человека оказывают влияние на:
- образ его мыслей,
- его внутреннюю жизнь,
- его убеждения и ценности.
Часто бывает практически невозможно разделить, где заканчиваются «свободные убеждения», исходящие от самого человека, и образ мыслей, обусловленный профессией, долгом службы.
Мышление выступает обязательным компонентом деятельности любого рода. При этом сами мыслительные процессы от внешнего наблюдения скрыты, а результаты мышления часто неопределенны, их нельзя предугадать. Мышление как профессионально важный признак рассматривают в тех случаях, когда нужно проанализировать, сравнить, оценить какие-либо ситуации, требующие принятия конкретных верных решений с последующей их реализацией.
Мышление профессионала – относительно самостоятельная активность, отличающаяся высоким уровнем обобщения. Нельзя свести профессиональное мышление к эмпирическому. Наиболее тесно мышление и деятельность соединяются в проблемной ситуации, имеющей двойственную трактовку:
- как этап мыслительного процесса,
- как ситуация в рамках осуществления деятельности.
Специфика мышления, обеспечивающего какую-либо деятельность, проявляется в характеристиках формируемых познавательных продуктов.
Профессиональное мышление – это разновидность мышления вообще. Различные формы мышления объединяются следующими моментами:
- профессиональное мышление по-разному включается в текущую деятельность. Диапазон степени включения – от относительной независимости, когда анализируется уже принятое решение, до абсолютного включения, когда профессиональное мышление разрешает текущую задачу;
- формы мышления различаются по характеру и связанности с профессиональной деятельностью: уровень дефицита, нехватка времени, влияние мешающих условий и т. д.;
- профессиональное мышление по-разному индивидуализируется: степень и характер освоенности, средства реализации, индивидуальные особенности личности.
Упоминая профессиональное мышление, обычно подразумевают:
- педагогическое мышление учителей,
- клиническое мышление врачей,
- пространственное мышление архитекторов,
- техническое мышление инженеров,
- художественное мышление работников сферы искусства и культуры и т. д.
Речь идет о тех особенностях мышления, которые позволяют специалисту на высоком уровне мастерства реализовать профессиональные задачи в конкретной сфере.
Отличительные черты профессионального мышления:
- активная преобразующая позиция субъекта мышления;
- специфичность объекта мысли, в роли которого выступает вся взаимодействующая система;
- индивидуализированность мышления, обобщенность знания. Это значит, что практическое мышление подвергается влиянию со стороны существующих средств деятельности, конкретной профессиональной деятельности и индивидуальных способов действия;
- действенная природа профессионального мышления (оно предполагает внесение изменений, преобразование);
- преобладание неспецифичной мотивации в профессиональном мышлении, т. к. у мышления неразрывная связь с практической деятельностью;
- наличие процессов оценивания.
Особенные черты присущи профессиональному мышлению руководителя. Выделяют два уровня профессионализма руководителя, связанных с:
- решением управленческих задач,
- решением управленческих проблем.
Для руководителя важно уметь применять средства мыслительной работы (категории и понятия), быть способным сопоставить теоретические представления с наблюдениями за реальной действительностью, найти расхождения и принять на их основе адекватные решения.
Эффективное управленческое мышление
Многие руководители не умеют мыслить профессионально, управленчески, в результате чего возникает «управленческое недомыслие». Чтобы избежать этого риска, необходимо изучить технологии управленческого мышления и применять их на практике.
Показатели профессионального управленческого мышления делятся на два класса:
- общие показатели – это специальные способности, помогающие в профессиональной деятельности;
- специфические показатели – это логика, лексика, сленг, информационные стереотипы, мыслительные алгоритмы и методология мышления.
Управление является специфической профессиональной деятельностью, ориентированной на оптимальное использование технических, экономических, людских и других ресурсов для достижения определенных целей.
Роль управленческой деятельности для коллектива и общества – конструктивная, упорядочивающая. При этом управление подразумевает власть над людьми – реальную власть руководителя, который обладает правом подчинять людей и оценивать их деятельность.
По своему мышлению руководитель не должен быть чистым тактиком (не видящим картину целиком) и чистым стратегом (не придающим значения решению текущих проблем). В зависимости от реальной ситуации и масштаба власти управленческое мышление должно постоянно работать в режиме «стратегия – тактика – стратегия». Руководителю приходится мыслить аналитически, убеждать подчиненных в значимости стоящих перед ними целей, эффективно мотивировать и контролировать деятельность.
Управленческое мышление является трудоемкой интеллектуальной деятельностью. Не случайно «профессиональным заболеванием» руководителей стала «менталитетная усталость», которая негативно сказывается на эффективности управленческого мышления. Поэтому руководитель должен предпринимать усилия, направленные на сбережение своего здоровья и здоровья подчиненных. Это свидетельствует о практико-ориентированном управленческом мышлении.