Логика как наука о мышлении
Формальная логика – это наука, предметом которой являются общезначимые формы и средства мысли, необходимые для рационального познания бытия и конкретных его видов.
Чтобы понять формальную логику, нужно четко определить ее объект и предмет, уяснить методологическую роль. Формальная логика позволяет решать не только теоретические, но и прикладные задачи. Для практики важно определить предмет логики, проследить ее формирование и развитие, потому что это позволяет освоить нормативные требования и превратить знания в норму мыслительной деятельности.
Обладая сознанием, человек не только отражает реальность, но и приобретает знания об обществе, природе и себе самом. Как таковые полученные знания не имеют ценности; ценность они приобретают, когда позволяют носителю правильно ориентироваться в мире в процессе жизнедеятельности. Поэтому целью познания выступает не просто получение любых знаний, а накопление истинных знаний, которые могут использоваться и при соблюдении определенных правил давать верные результаты. Истиной в данном случае называют знание, адекватно отражающее в человеческом сознании процессы и явления действительного мира.
Бывают знания, истинность которых видно непосредственно – это факты, познаваемые в ходе непосредственного физического взаимодействия с познаваемым объектом с помощью органов чувств. Такие факты не нуждаются в доказательстве, их называют очевидными. В частности, непосредственно очевидные знания формируются за счет чувственного познания, которое может осуществляться в одной из трех форм:
- ощущения, состоящего в отражении отдельных воспринимаемых чувственно свойств предметов, принадлежащих материальному миру;
- восприятия, представляющего собой целостный образ предмета, который непосредственно воздействует на органы чувств;
- представления, являющегося сохраненным в сознании чувственным образом предмета, воспринятого ранее.
Итак, чувственное познание – источник непосредственных знаний об отдельных предметах. Оно многогранно, эмоционально ярко, не редко обеспечивает глубокое познание. Существует другой вид знаний – не непосредственные, а достигаемые опосредованно, на основе других знаний. Иногда при этом показания органов чувств вообще не задействуются. Такие знания являются результатом мышления.
Мышлением называют высшую по отношению к чувственной форму отражения бытия, заключающуюся в обобщенном целенаправленном познании субъектом имеющихся между предметами и явлениями существенных связей, прогнозировании действий и событий, творческом созидании новых идей.
Мышление производно от окружающей реальности, от бытия. Мышление – продукт функционирования мозга человека. Порядок и связь мыслей определяется порядком и связью реальных вещей. Даже самые фантастические образы строятся из того, что существует. Важнейшей стороной действительности является необходимость, существующая независимо и вне человеческого сознания. Отражаясь в мышлении, она выступает как логическая необходимость. Поэтому от природы мышление логично. Как правило, мысля, человек непроизвольно соблюдает законы природы.
В то же время мышление имеет относительную самостоятельность. Это свойство может проявляться как в положительном, так и в отрицательном аспекте:
- позитивная сторона самостоятельности мышления состоит в том, что оно может предвидеть будущее, опережая бытие, обеспечивать обмен информацией, понимание других людей, выработку стратегий взаимодействия, имеет творческий характер;
- отрицательная сторона самостоятельности мышления проявляется, когда мыль отрывается от объективного основания и происходит искажение реальности.
В конечном счете, самостоятельность мышления выражается в том, что оно само также выступает объектом познания. Человек может познать мышление, как и другие процессы и предметы окружающей действительности.
Мышление обеспечивает более глубокое и полное отражение мира и его процессов, чем чувственное познание – но для получения такого эффекта нужно мыслить правильно. Логика – это наука о правильном мышлении, т.е. мышление является объектом логики как науки.
Предмет формальной логики
Основным типом мышления является понятийный, также называемый абстрактно-логическим. Логика исследует именно его.
Абстрактным мышлением называют процесс рационального отражения в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах и теориях материального мира, который позволяет проникнуть в сущность и выявить закономерные связи предметов и явлений, творчески преобразуя их в теории, а затем обеспечивая применение этих теорий на практике.
Мысли имеют форму и содержание.
Под содержанием мысли понимают совокупность всех ее состояний, свойств, характеристик, компонентов и структурных связей, отражающих реальный мир.
Содержание человеческих мыслей отличается разнообразием.
Логическая форма обусловлена тем, что мысли складываются из некоторых содержательных частей, связанных между собой:
- различные предметы в абстрактном мышлении представляются с помощью понятий, в которых выражаются их существенные признаки;
- отношения между предметами и свойствами отражаются в форме суждений;
- изменение свойств предметов и связывающих их отношений отражается умозаключениями.
Логической формой (формой абстрактного мышления) называют способ связи компонентов мысли, ее строение, обеспечивающее существование содержания и отражение с его помощью действительности.
В обычных мыслительных процессах форма и содержание мысли образуют неразрывное единство. Однако для специальных аналитических целей от содержания отвлекаются, изучая одну лишь форму. Формальная логика исследует логические формы безотносительно их конкретного содержания – поэтому наука и получила такое название. Хотя формальная логика исследует формы мышления, нельзя сказать, что она полностью игнорирует содержание – ведь формы неизбежно наполняются конкретным содержанием.