Две догмы логического позитивизма
Две догмы логического позитивизма – это основные тезисы философской школы, стремящейся познавать мир с помощью естественных наук, на основе эмпирических доказательств, и отвергающей метафизику.
Позитивизм представляет собой более широкую традицию, чем аналитическая философия. В развитии позитивизма выделяют несколько этапов:
- зарождение позитивизма произошло в 1830-е годы во Франции. Основоположником направления считается Огюст Конт. Часто к этому же этапу приписывают труды Герберта Спенсера и Джона Стюарта Милля, хотя было бы некорректно считать их просто последователями Конта;
- второй этап развития позитивизма – эмпириокритицизм – датируется концом XIX века. Он ассоциирован с именами Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха;
- третий этап развития позитивизма – логический позитивизм – обязан своим появлением возникновению Венского кружка, возглавляемого Морицем Шликом. Еще до Первой мировой войны в венских кофейнях встречались ученые с философскими интересами, пытающиеся развивать идеи Маха, формировать философские научные платформы, но лишь в 1920-е, с появлением Шлика, движение структурировалось, окрепло, обрело мощь;
- некоторые исследователи выделяют четвертый этап – постпозитивизм – связанный с идеями Карла Поппера и Томаса Куна. Но это скорее историографическая конструкция, чем отражение развития идеи.
Логический позитивизм строится на двух догмах:
- Решение философских проблем требует логического анализа языка, на котором сформулирована проблема, что определяет центральную роль логики в философии.
- Любое утверждение должно быть проверяемо и подтверждаемо опытом и наблюдением, чтобы иметь научное значение.
Иными словами, весь проект логического позитивизма базируется на аналитико-синтетическом различии и идеи верификации. Оба положения исторически восходят к идеям Дэвида Юма.
Исходной идейной основой логического позитивизма выступает синтез эмпиристико-феноменологической гносеологии и логицизма, обеспечивающий сведение содержания любого подлинного знания о мире к выражению «непосредственного данного». Подлинно научная философия рассматривается исключительно как логический анализ научного языка, реализующий две функции:
- позитивную, ориентированную на исследование логической структуры научного знания для того, чтобы выявить «непосредственно данное» или проверяемое эмпирическим образом содержание в научных утверждениях и понятиях;
- критическую, предназначенную для устранения «метафизики».
Конечной целью подобного исследования служит реорганизация научного знания в «единую науку», дающую описание непосредственно данного. В этой науке произошло бы стирание различий между отдельными науками – биологией, физикой, социологией, психологией и т. д.
Прежде чем рассматривать идею верифицируемости, необходимо упомянуть аналитико-синтетическое различие. Его суть состоит в том, что высказывания делятся на две категории:
- аналитические, истинные в силу лишь своей формы;
- синтетические, истинность которых зависит от реального положения дел (описывающие что-либо в мире: если описание правильное, то высказывания истинны, если ошибочное – ложны).
В соответствии с идеей верификации, синтетические суждения – это гипотезы, обладающие разной степенью вероятности. Для осмысленности эмпирических высказываний требуется существование возможного чувственного опыта, подтверждающего или опровергающего эти суждения. Значимо существование обоих элементов: опыт может как подтверждать, так и опровергать суждение. Если подобный опыт существует или хотя бы может быть указан, суждение признается осмысленным. Важно, что тезис верификации – это не теория истины, а теория значения или смысла (в таком контексте их незачем различать). Наличие верификации делает высказывания осмысленными, при этом они могут быть не только истинными, но и ложными. Нельзя смешивать теорию истины с теорией значения.
Рассмотренные идеи аналитико-синтетического различия и верификации раскрывают отличия философа от естествоиспытателя. Философствование представляется занятием по анализу, деятельностью по анализу научных высказываний для демонстрации их логических взаимоотношений. Таким образом, философские высказывания, то, что производит философ, – это высказывания, которые являются «лингвистически необходимыми».
Трактовка аналитических суждений
Аналитическое суждение - это суждение, в котором содержание заключения уже содержится в предпосылках.
Аналитическое суждение вытекает из определений и логических связей между понятиями.
Трактовка аналитических суждений заключается в объяснении содержания и логических связей между предпосылками и заключением.
Например, если дано суждение «Все коты - животные», и заключение «Животные живут на земле», то трактовка будет заключаться в объяснении, что, поскольку все коты являются животными, то они обязательно живут на земле. Это следует из определения животного и свойств, присущих котам.
Таким образом, трактовка аналитических суждений заключается в разъяснении логических связей между понятиями и выводом заключения на основе этих связей.
В соответствии с разделявшейся Расселом и Витгенштейном концепцией логицизма, сводящей математику к логике, признак аналитичности был распространен и на положения математики.
Логика и математика предлагают определенные правила работы в языке науки, тем не менее опираясь на определенные онтологические установки. В последующем развитии методологии науки, использующей идеи логической семантики, аналитичность интерпретируется как возможность обоснования утверждений при помощи исходных семантических правил данного языка, но при этом она оказывается связанной с наличием некоторых исходных предпосылок рассмотрения мира, постулируемого семантикой данной языковой системы.