Мифопоэтика – это метод исследования явлений литературы, ориентированных на мифопоэтические модели.
Мифопоэтические образы в произведениях Антуана де Сент-Экзюпери
Мифопоэтическая составляющая творчества А. де Сент-Экзюпери в первую очередь проявляется на уровне образов-символов, пронизывающих все произведения писателя и оставляющих целую систему. Все основные образы, представленные в его произведениях, имеют устойчивый пласт значений,. Некоторые из них восходят к библейским мотивам. Например, такими являются образы дерева, пустыни, храма. Большую роль в художественном построении мира в творчестве Сент-Экзюпери играет универсальная оппозиция верха и низа, которая выражается в образах земли и неба.
Произведения писателя обладают философским наполнением. Образы помогают в обобщении жизненного опыта и реализации абстрактных идей. В произведении «Цитадель» они приобретают особое символическое значение. произведение является текстом-аллегорией с условным пространством и временем и содержит в себе множество мифологем, составляющих систему.
Мифологема земли и неба
Образы земли и неба, действия, связанные с погружением в земное или небесное пространство, в произведениях писателя появляются неоднократно. Тематически эти образы связаны с образами и деятельностью пилотов. Но образы земли и неба в творчестве Сент-Экзюпери можно рассматривать как мифологему, связанную с понятиями низа и верха. Верхний и нижний мир – это одно из основных мифологических противопоставлений, встречающийся во многих мифах. Земной мир, где живут обычные люди, противопоставляется небу. Эти мифологемы играют особую роль в культурах разных народов. Они являются символами, которые содержат в себе противопоставления плотского и духовного, жизни и смерти, сакрального и мирского.
Небо в романах А. де Сент-Экзюпери является основным местом деятельности главных героев. В книге «Цитадель» небо является символом Вечности. Кроме того, небо – это место обитания путеводной звезды, которая напрямую соотносится с Вифлеемской звездой.
Как далекое звездное пространство, небо находит воплощение и в произведении «Маленький принц». Главный герой падает с неба на землю, а в финале он возвращается на небо. Здесь небо является местом, где живет Маленький принц, чудесное существо.
Земля – пространство, противоположное небу. Они связаны через образы летчиков. Переход из небесного пространства в пространство земное обладает негативными характеристиками в рассказе «Авиатор». Но есть и противоположный мотив – возвращение на землю – возвращение к желанному дому, к жизни, к людям. Если небо олицетворяет пространство смерти, то земля – это пространство жизни.
Мифологема храма, корабля, дерева
С мифологемами земли и неба связано понятие вертикали – оси, которая соединяет верхнее и нижнее пространство и делает мир цельным. Часто этой осью выступает мировое дерево, гора (Священная гора), храм. Вертикаль является центром мира. также с этими образами сравнивается середина мира.
Символика мирового дерева связана с источником жизни и постоянным возрождением мира. она олицетворяет идею творения, бессмертия, плодородия. Образ дерева в творчестве Сент-Экзюпери представлен в книге «Цитадель». В произведении он является условным символом и имеет множество значений:
- Центр, соединяющий мировое пространство;
- Ось, соединяющая небесное пространство и землю;
- Дерево-символ космического порядка и гармоничности личности;
- Дерево – символ мирового порядка, гармонии мира в отсутствие войны;
- Дерево-символ общности людей, человеческого братства.
В произведении «Цитадель» образ мирового дерева конкретен, его роль выполняет кедр, кедровый лес. Такой выбор обусловлен рядом причин. Например, ареал распространения кедра связан с местом действия произведения. также кедр - символ Ливана, одной из стран Ближнего Востока. Также кедр упоминается и в Библии, символизирует благополучие и процветание. Библия – один из источников образов произведений А. де Сент-Экзюпери.
Особую семантическую наполненность в творчестве Сент-Экзюпери имеет образ небесного храма. Алтарь храма – символ вершины горы, в которой пересекаются небесный и земной мир. Храм в древних мифологиях – символ космического центра, который соединяет небо и землю. Храм является одним из основных образов в книге «Цитадель». Здесь он является символом восхождения человека по духовной лестнице.
Через все творчество писателя проходит идея пробуждения к жизни. И храм является одновременно и символом пробуждения человека, и образом, который воплощает в себе человеческую душу.
Образ храма пересекается с образом корабля, который плывет в песках пустыни. В христианском сознании храм – мистический ковчег, в котором верующие найдет спасение. Христианская церковь, как ковчег, спасет человечество от греховного потопа среди стихии жизни.
В образе корабля выражена связь с человеческой душой, с необходимостью ее совершенствования.
Корабль в мифологиях символизировал жизнь, часто воспринимался образом церкви. Корабль является символом освобождения и бессмертия и в романе Сент-Экзюпери «Ночной полет».
Мифологема пустыни
Мифологема пустыни – одни из самых древних и наиболее распространенных образов в литературе и мифологии. Эта мифологема в первую очередь восходит к библейским текстам, где появляется образ реальной пустыни и где она становится местом испытания человека на веру. Именно в пустыню уходят пророки, там же молится Иоанн Предтеча, в пустыне можно услышать глас Божий и пустыня же является местом искушения Христа Дьяволом. Во многих текстах пустыня считается наиболее благоприятным местом для откровения. Пустыня, с одной стоны – негативный пейзаж, с другой – жаркий климат пустыни связан с чистой духовностью, умерщвлением плоти ради спасения души. В творчестве Сент-Экзюпери пустыня является местом испытания человека на человечность, прочность, любовь к людям. Поэтому она, как и небесное пространство, является местом инициации для героев произведений писателя. В образе пустыни писатель воплощает внешний мир, иссушающий душу человека и мешающий созданию душевного храма.