Писатели «потерянного поколения» — это литературоведческий термин, которым обозначают американских и европейских писателей, поднимающих в своем творчестве тему глубокой моральной и духовной травмы людей, оказавшихся в юные годы на фронте.
Образ Жоан из романа «Триумфальная арка»
Роман «Триумфальная арка» Ремарка интересен женскими образами и архетипами. В каждой героине можно определить иносказательное значение.
Дополнительный смысл в романе содержат не только образы основных героинь, но и некоторых второстепенных.
Главная героиня романа Жоан появляется при загадочных обстоятельствах, из ниоткуда. До конца неясны ее прошлое, ее жизнь вне отношений с главным героем. Автор показывает жизнь Жоан вскользь, урывками. Описание ее внешности и характера дается ее любовником. Героиня остается неясной, загадочной, во многом непонятой ни Равиком, ни обществом, окружающим ее.
Автор сравнивает героиню с бабочкой. Но образ бабочки в романе отсылает читателя к этому же образу в древнегреческой мифологии. Психея, дочь царя, возлюбленная Амура, изображалась в виде девушки с крыльями, чаще в виде бабочки. И сам Равик вкладывает дополнительное значение в увиденное им в музее, называет бабочку символом женщины. Жоан – бабочка.
Бабочка – архетип Психеи. На основании этого образ Жоан можно сопоставить с образом души. Становится понятным, что бабочка повторяет судьбу героини. Она прилетает, кружит в красивом, но бесполезном месте, лишенном чего-либо естественного, живого, природного. Бабочка не принадлежит миру вещей, не помещается в музейные каноны. Герой делает вывод, что бабочка слишком прекрасна для этого обычного, хоть и легендарного, города.
Образ Жоан мистичен. Роман начинается со слова «женщина». Рассказ о жизни Равика начинается с женщины. Жоан Маду – главный объект повествования. Все вращается вокруг образа героини, а с окончанием существования Жоан кончается и история Равика. Конец приходит не только его жизни. прекращается и мирная жизнь Парижа без фашистов и концлагерей.
Равик неоднократно указывает на Париж, на единственное место в Европе, являющееся прибежищем для тех, кто против революций, войн и убийств. Париж – прибежище эмигрантов. Это какой-то странный, идиллический, практически зачарованный мир, где еще есть Жизнь. Для Равика жизнь – это Жоан. В романе образ Жоан символизирует жизнь и свободу Франции.
Образ Жоан интересен и в контексте любовных отношений. В начале романа героиню описывает Равик. Он типологизирует, делает выводы о ее поведении и характере. Он словно угадывает ее, читает, и кажется, что она вне его не существует. Самостоятельность Жоан проявляется по мере отдаления героев. Наконец, можно узнать, чем она живет, о чем думает. Ремарк вплетает в роман философию пацифизма и гуманизма. На нее опирается герой романа.
Образ Кэт Хегстрем
Еще один женский образ романа – образ американки Кэт Хегстрем. С одной стороны, ее образ противопоставляется Жоан своей реалистичностью. При описании этой героини автор использует словосочетание «мальчишески стройная». Употребление такого эпитета отсылает читателя к ее недостаткам. Жоан – нечто скорее мистическое, нежели рациональное. А Кэт в первую очередь живой человек. Кэт больна раком матки, самого биологического начала женщины. В прошлом Кэт была свободной, богатой, независимой, красивой американкой. Но в ней постоянно пробивается древняя женская сущность. Она мечтает о замужестве и материнстве, о гармонии с природой, о своем доме. Она обращена в прошлое. Кэт привлекает то, что себя исторически пережило. Она мечтает побывать на балу у Монфоров, жить в семнадцатом веке. Несмотря на то, что в образе Кэт автор делает акцент на ее реалистичности, он определяет ее как талисман Равика. Кэт была его первой пациенткой в Париже. О мистицизме образа Кэт говорится прямым текстом. Кэт – символ прошлой удачливости Равика. Но по мере того, как в жизни героя начинает доминировать Жоан (призрачная надежда на будущее, жизнь), Кэт (прошлое, которое несет в себе мертвое начало) отходит на второй план. Таким образом, можно проследить иносказательный смысл, который закладывает Ремарк в образы этих героинь. Совершенная Равиком операция уродует саму идею Кэт об осуществлении женского предназначения. Героиня не погибает в физическом смысле, но она словно растворяется.
Образы Роланды и Сибиллы
Роланда – воплощение идеи о субъективных понятиях нравственности. Героиня – самая приличная содержательница публичного дома. На первый взгляд, Роланда – абсолютно порочная женщина, но вместе с тем в ней столько принципиальности, даже какой-то праведности, что в это трудно поверить. Автор заложил в основу образа героини парадокс умещения в одном человеке аморальности и духовной чистоты. Эти качества отсылают к святой блуднице Соне Мармеладовой. Соня в романе Достоевского - наставница главного героя, проповедница. Такую же функцию во многом выполняет Роланда. Она появляется в произведении в роли друга-помощника. В публичном доме Роланды находятся воспитанные, чистые девушки, регулярно проходящие медицинский осмотр и хорошо одетые. В неуместности мотива чистоты в описании публичного дома можно разглядеть иронию.
Образы Жоан и Кэт являются символом временных отрывков в жизни Равика, и включают национальные особенности. В этом контексте интересным является образ Сибиллы. До самой развязки Сибилла в романе появляется как тень гестаповского прошлого героя. при описании ее внешности чаще всего упоминаются глаза, взгляд. Именно это запомнилось Равику, ведь в их выражении он увидел боль, которую расценил как призыв к мести.
Мучения главного героя связаны с двумя образами из прошлого – Сибиллой и Хааке. Убивая Хааке, Равик мстит за Сибиллу и обретает свободу от прошлого.
В романе «Триумфальная арка» образ Сибиллы является:
- символом всех мучеников гестапо;
- символом крушения счастливой жизни главного героя;
- богиней, к ногам которой герой должен принести жертву мщения за ее убийство.
Каждая из женщин, описанных в романе, проходит через сознание главного героя. образы героинь преломляются его мировоззрением, поэтому становятся символами:
- Жоан – надежда на будущее;
- Сибилла – призрак прошлого;
- Роланда, Кэт – олицетворение рутины, уродства современной жизни.