Пафос – это эмоциональный тон, настроение произведения, чувства, которые автор пытается вызвать, описывая события или поступки героев.
«Новая драма» Чехова
«Новая драма» стала жанром, синтезирующим все мотивы рассказов и повестей А. П. Чехова. Именно в этом жанре наиболее полно реализована чеховская концепция жизни и ее особое ощущение и понимание. Драматургия Чехова, на первый взгляд, это какой-то исторический парадокс. На рубеже веков, в период, когда в обществе назревает предчувствие бури, А. П. Чехов создает произведения, в которых нет ярких героических характеров, сильных человеческих личностей, нет последовательной и бескомпромиссной борьбы персонажей. И если Горький пишет о людях активных, твердо знающих, что и как следует делать, то Чехов пишет о растерявшихся людях, чувствующих, что прежняя жизнь разрушена, а новое, что приходит на смену – пугает, как и все неизвестное. Брожение, томление, тревожность, неуспокоенность становятся нормой повседневного существования людей. На этой почве и возникает «новая чеховская драма», особенности поэтики которой нарушают каноны классической драмы.
Так, в первую очередь Чехов нарушает «сквозное действие», событие, которое организует сюжетное единство драмы. Но при этом драма не рассыпается, а наоборот, собирает на основе другого единства – внутреннего. При всей сюжетной самостоятельности и всем различии судьбы персонажей перекликаются друг с другом, сливаясь в общем звучании.
Исчезновение сквозного действия приводит и к устранению классической одногеройности, сосредоточенности сюжета драмы вокруг главного персонажа. В чеховской драме нет привычного деления на положительных и отрицательных героев, главных и второстепенных персонажей. Каждый герой ведет свою партию.
Основными темами пьес Чехова являются:
- пороки общества, тупость и эгоизм;
- страдания «маленького человека»;
- отношения между людьми;
- любовь;
- становление личности в обществе;
- нравственные переживания.
В литературе 19 века, благодаря Гоголю, утвердился «смех сквозь слезы». Именно такой смех присутствует и в пьесах Чехова.
Пьесы Чехова: комедия, драма или фарс?
Чехов стремится к естественности, жизненной правде, и создает пьесы не чисто комедийного или драматического содержания, а весьма сложного формообразования. Драматическое в этих произведениях органически смешивается с комическом, комическое – с драматическим. Ярким примером этого является «Вишневый сад». В основе этой пьесы лежит именно комедийное, а не драматическое начало. Доказательством этому являются следующие особенности:
- положительные образы, которыми являются Аня и Трофимов, показываются не драматически, они по своей сущности оптимистичны;
- гаев изображается комически;
- практически все второстепенные действующие лица изображаются комическо-сатирически;
- пьеса «Вишневый сад» включает мотивы водевиля, которые выражаются в фокусах, шутках, переодеваниях Шарлоты.
Однако современниками новая пьеса Чехова воспринималась как драма. Например, Станиславский называет это произведение трагедией, и ставит его именно в таком ключе.
Для изображения драмы героев Островский берет не ровное течение обычной жизни, а какое-то событие из нее. Так, история гибели Катерины – это событие, которое потрясло калиновцев и раскрыло трагическую обреченность положения героини. Драматизм Чехова заключается в будничном однообразии повседневного быта. Например, в произведении «Дядя Ваня» Чехов изображает быт деревенской усадьбы в ее повседневности: люди говорят о текущих делах, пьют чай, гуляют, делятся своими мечтами, заботами, разочарованиями. В жизни дяди Вани и Сони ничего не меняется от происходящих событий – ссоры Войницкова с Серебряковым, отъезда Сереряковых. Эти события не имеют для драмы решающего значения. Драматичность заключается не в этих событиях, а в однообразии, в безысходном для героев образе жизни. Герои тратят впустую свои способности и силы. Важные события, способные поменять жизнь героев, происходят крайне редко, да и то уводятся писателем из действия – самоубийство Треплева в «Чайке», дуэль в пьесе «Три сестры».
В такой однообразной жизни героям редко удается найти счастье, ведь для этого им нужно преодолеть обыденность и неизменность.
Пьесы Чехова пронизаны атмосферой всеобщего неблагополучия. В этих произведениях нет счастливых людей. Так, в пьесе «Чайка» пять историй неудачной любви, а в «Вишневом саде» Епиходов оказывается олицетворением общей жизненной нескладицы, от которой страдают все персонажи.
Подтекст в пьесах Чехова
Чехов открывает новые возможности изображения человеческого характера. В его пьесах характер персонажа раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании жизненных противоречий. Таким образом, в драматургии Чехова на смену пафоса действия приходит пафос раздумья. Так возникает чеховский «подтекст», который неведом классической драме. Так, если герои Островского реализуются в слове, причем это слово твердо и прочно, лишено двусмысленности, то у чеховских героев слова размыты и люди не могут исчерпаться словом. В пьесах Чехова важным оказывается другое – скрытый душевный подтекст, вкладываемый героями в свои слова. Именно поэтому призыв героинь пьесы «Три сестры» «В Москву! В Москву!» совершенно не означает Москву и конкретным адресом. Это их попытки прорваться в другую жизнь с другими отношениями между людьми. Роль интриги и действия в пьесах Чехова ослаблена. На первый план здесь выходит эмоциональная напряженность. Которая выражается в разорванности диалогов, «случайных» репликах, в паузах.
Чеховские паузы – это паузы, во время которых герои прислушиваются к чему-то более важному, чем то, что на данный момент они переживают.
В пьесе «Вишневый сад» герои в диалоге говорят формально о заходе солнца и об Епиходове, но по существу разговор совершенно о другом. Через обрывки слов угадывается неустроенность и нелепость сложившейся жизни героев.
Язык пьес Чехова отличается символичностью и многозначностью, что необходимо для ощущения подтекста. Эти произведения рассчитаны на подготовленного зрителя. Новаторский театральный язык Чехова – это тонкий инструмент для изображения человека, познания мира его чувств.