Неосенсуализм – это направление в литературе, сформировавшееся в конце 20-ых – начале 30-ых годов, в котором считалось, что краеугольным камнем в творчестве писателя должны быть его ощущения и чувство окружающего мира.
Биография Ясунари Кавабаты
Известный японский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, офицер французского ордена искусств и литературы, Ясунари Кавабата родился в июне 1899 года в Осаке весьма состоятельной семье врача. В возрасте четырех лет Кавабата остался сиротой, воспитанием мальчика занимались его бабушка и дедушка. Когда будущему писателю было семь лет, умерла его бабушка, а спустя восемь лет скончался и дед. Потеряв семью, Кавабата поселился у родственников со стороны матери, но с января 1916 года он стал жить в интернате при школе. В марте 1917 года Ясунари Кавабата окончил школу, после чего поехал в Токио, где надеялся поступить в «Первую высшую школу» при Токийском императорском университете. В этот же году Кавабата сдал вступительные экзамены и поступил на гуманитарный факультет по специальности «английский язык».
В 1924 году Ясунари Кавабата окончил университет и к этому моменту благодаря сотрудничеству в журнале Кикути «Бунгэйсюндзю» уже оказался в поле зрения Кана Кикути и других крупных писателей и редакторов. В 1931 году Кавабата женился, а спустя три года вместе с семьей переехал в Камакуру.
Ясунари Кавабата занимался не только художественной литературой. Писатель работал в газетах в качестве репортера. Писатель отказывался принимать участие в милитаристской лихорадке во время Второй мировой войны и мало интересовался послевоенными реформами. Ясунари Кавабата отмечал, что на его творчество сильное влияние оказали ранняя смерть близких родственников и война. Также писатель говорил, что после войны он сможет писать только элегии. Однако, критики не замечают каких-либо существенных тематических различий в творчестве писателя в довоенные и послевоенный период.
В 1972 году Ясунари Кавабата умер от отравления газом. Есть предположение, что причиной смерти писателя стало самоубийство. Однако его близкие считают, что это был несчастный случай. Относительно возможного самоубийства писателя существует много версий, среди которых тайная любовная неудача, неполадки со здоровьем, переживания в связи со смертью близкого друга. Кавабата не оставил предсмертной записки, тему самоубийства в своих произведениях не поднимал, поэтому мотивы остаются невыясненными. Друзья вспоминают, что в последние дни своей жизни Кавабата был подавлен и часто говорил мрачные вещи, например, он надеялся, что его самолет потерпит крушение.
Творчество Ясунари Кавабаты
Еще во время обучения в университете Ясунари Кавабата возобновил издание литературного журнала университета «Новое течение», которое не издавалось в течение четырех лет. Здесь, в этом журнале, Кавабата опубликовал свое первое произведение – рассказ под названием «Картины поминовения павших на войне». Сначала Кавабата учился на факультете английской литературы, затем перешел на факультет японской. Дипломная работа писателя называлась «Краткая история японского романа».
В октябре 1924 года Ясунари Кавабата вместе с несколькими друзьями основал новый журнал под названием «Литературная эпоха». Это издание было реакцией молодежи на старую школу японской литературы, в частности, на движение, возникшее под влиянием натурализма. Одновременно «Литературная эпоха» стала в оппозицию рабочему движению в литературе – коммунистической школе. Большая часть молодых писателей поддерживали идею искусства для искусства и были под влиянием европейских течений экспрессионизма, дадаизма, кубизма и других стилей модернистского направления. Ясунари Кавабата и Ёкомицу Риити называли свой стиль «Синканкаку-ха».
«Синканкаку-ха» - неосенсуализм, стиль новых впечатлений.
После окончания университета и публикации нескольких рассказов к Ясунари Кавабате стало приходить признание.
В 1926 году была опубликована повесть «Танцовщица из Иду», которая принесла писателю популярность. В произведении речь идет о меланхоличном студенте, который во время пешего путешествия на полуостров Идзу познакомился с юной танцовщицей и вернулся в гораздо лучшем настроении. Эта повесть посвящена зарождению молодой любви и полового влечения. Произведение стала известной благодаря тому, что автор добавил в повесть элементы горечи и грусти, чтобы сюжет не казался слишком приторным и слащавым. К подобным темам обращались большинство из поздних произведений Ясунари Кавабаты.
Писатель на протяжении всей жизни стремился к прекрасному, и это стремление не оставляло его до самой смерти.
В 1920-х годах писатель жил в Асакусе, плебейском районе Токио. В этот период Кавабата часто экспериментировал с разными стилями. В 1929-1930 годы отдельными выпусками выходил роман Кавабаты «Веселые девушки из Асакуса». Здесь писатель рассказывает о жизни куртизанок и других персонажей, находящихся за чертой добропорядочного общества.
Одним из самых известных романов писателя является произведение «Снежная страна». Роман начал издаваться в 1934 году. Произведение выходило отдельными выпусками вплоть до 1947 года. «Снежная страна» сразу же приобрела репутацию классического. После того, как роман был опубликован, Ясунари Кавабата стал известен как один из самых выдающихся японских писателей.
Сам писатель своим лучшим произведением считал повесть «Мэйдзин», в России известную как «Мастер игры в го». Эта повесть сильно отличается от других произведений Кавабаты. «Мэйдзин» является полудокументальным рассказом о состоявшейся в 1938 году выдающейся партии в го. Писатель лично освещал ход игры. Это была последняя партия Х. Сюсая, которую мейдзин проиграл молодому сопернику. Через год Сюсай умер. На первый взгляд в повести речь идет о напряженной спортивной борьбе, но критики видят в ней некую символическую параллель с поражением Японии во Второй мировой войне.
Среди произведений Ясунари Кавабаты выделяются следующие:
- «Стон горы»
- «Тысячекрылый журавль»
- «Красота и грусть»
- «Спящие красавицы»
- «Старая столица».