Гипертекстовость — это новая характеристика литературного произведения прозаического жанра, для которого свойственны черты гипертекста: отсутствие линейного повествования, внутренние корреляционные ссылки. Применяется для создания игрового эффекта, свойственного литературе постмодернистского направления. Термин «нелинейная проза» был введен Милорадом Павичем.
Биография Милорада Павича
Сербский и югославский прозаик, поэт, представитель постмодернисткого направления и магического реализма, историк сербской литературы, переводчик, специалист по поэзии символизма и сербскому барокко, Милорад Павич родился в октябре 1929 года в Белграде. Отец писателя был скульптором, мать преподавала философию.
С 1949 по 1953 годы Павич учился в университете Белграда на факультете философии. Затем писатель получил степень доктора философии в области истории литературы в университете Загреба.
Некоторое время Милорад Павич занимался преподавательской деятельностью – читал лекции в Сорбонне, в Белграде, в Фрайбурге, Вене, Регенсбурге. Кроме того, Павич был наставником Савы Дамянова, известного сербского литературоведа и писателя.
Также Милорад Павич работал в периодических изданиях, писал монографии по поэзии символизма, истории древней сербской литературы. Также писатель занимался переводами стихов с европейских языков, писал критические статьи.
Известность к Павичу пришла после публикации в 1984 году романа «Хазарский словарь», за который писатель получил премию журнала НИН.
Милорад Павич хорошо владел несколькими языками, в том числе древними.
В ноябре 2009 года писатель скончался в Белграде. Причиной смерти стал инфаркт миокарда.
Творчество Милорада Павича
Сербский писатель получил известность благодаря необычной форме повествования и необычному стилю. Он одновременно соединяет увлекательность рассказа и интеллектуальную прозу, которая наполнена знаниями истории, литературы, фольклора, благодаря чему его произведения не относятся к массовой литературе. Павич делает читателя своим соавтором путем введения в роман разных способов чтения.
Для прозаических произведений Милорада Павича свойственны легкость языка, мастерство форм, внимание к философским вопросам и проблемам, использование блестящих метафор. Большинство произведений Павича написаны в форме нелинейной прозы. К таким произведениям, например, относятся:
- «Хазарский словарь»
- «Пейзаж, нарисованный чаем»
- «Внутренняя сторона ветра» и другие.
По словам его супруги, эти сборники и романы лучше всего рассматривать в формате гипертекста.
«Хазарский словарь» - первый роман Милорада Павича, который был опубликован в 1984 году. Это произведение сразу получило известность во всем мире, и было переведено на двадцать языков. Роман написан в форме словаря, причем структура этого словаря написана так, чтобы читать полное произведение можно было с абсолютно любого места книги. В произведении речь идет о полумистическом племени хазар, чей предводитель приглашает еврея, христианина и мусульманина для того, чтобы они расшифровали ему необычный, мистический сон. Племя хазар примет религию того, что наилучшим образом истолкует ему этот сон. Приглашенные представители трех религий готовят три версии истолкования этого сна, которые и станут частью произведения. Критики и читатели назвали роман «манускриптом, в котором зашифрована Вселенная».
Экспериментальные произведения М. Павича
В 1988 году вышел следующий роман Милорада Павича «Пейзаж, нарисованный чаем». Это произведение тоже написано в необычной форме – в форме кроссворда, который можно читать и по вертикали, и по горизонтали. В произведении речь идет об архитекторе, который в поисках следов своего пропавшего во время Второй мировой войны отца путешествует из Белграда в Грецию. Тематикой этого произведения Милорада Павича является время, любовь, душа человека, ревность, смерть и ненависть.
Павичу принадлежат еще несколько романов, отличающихся высокой степенью развития воображения и разрушающих традиционные представления о прозаических произведениях. Например, известны его романы «Последняя любовь в Константинополе» и «Внутренняя сторона ветра».
Произведение «Последняя любовь в Константинополе» состоит из двадцати двух глав. Каждая глава романа носит название карты Таро. То есть, последовательность глав зависит только от выбора читателя, а от выбора читателем глав зависит судьба героев произведения.
Произведение «Внутренняя сторона ветра», опубликованное в 1991 году, является новаторским романом – клепсидрой. Это означает, что произведение можно дочитать до середины, а потом начать чтение с другого конца. В романе изобилуют метафоры, символы и другие художественные образы.
Произведение «Ящик для письменных принадлежностей», вышедший в 1999 году, является еще одним экспериментальным романом Милорада Павича. Книга имеет два финала. Причем первый финал можно прочесть непосредственно в книге, а второй финал – только в интернете по электронному адресу, указанному на странице произведения. Также можно совмещать бумажную и электронную версии.
У Милорада Павича еще есть роман, являющийся астрологическим справочником. В произведении «Звездная мантия», опубликованном в 2004 году, писатель дает характеристику знакам зодиака. В романе повествуется о различных эпохах и судьбах, описываются таинственные предыдущие жизни.
В 2004 году вышел детективный роман под названием «Уникальный роман», где Павич дает читателю полную возможность выступить в качестве соавтора произведения. Павич оставляет пустые страницы для того, чтобы читатель мог написать свою собственную версию либо выбрал один из сотни возможных вариантов.
Также Милорад Павич написал несколько пьес:
- «Кровать для троих»
- «Вечность и еще один день»
- «Стеклянная улитка».
Другие известные произведения Милорада Павича:
- «Вывернутая перчатка»
- «Роман как держава»
- «Невидимое зеркало – Пёстрый хлеб»
- «Кони святого Марка»
- «Страшные любовные истории»
- «Сербская книга мёртвых»
- «Железный занавес»
- «Русская борзая»
- «Свадьба в купальне»
- «Другое тело»
- «Бумажный театр».
- «Мушка»
- «Семь смертных грехов»
- «Биография Белграда».