Гегельянство – это философское направление, которое основывается на наследии Гегеля.
«Феноменология духа»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель является великим немецким философом, одним из основателей немецкой классической философии.
Все труды Гегеля можно классифицировать следующим образом:
- «Наука логики»
- «Философия духа». Сюда входят «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия религии», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике».
- «Философия природы»
- Малые сочинения («Философская пропедевтика», «Отношение скептицизма к философии», «Дух христианства и его судьба» и другие).
- «Феноменология духа».
Первым из крупных трудов Гегеля является сочинение «Феноменология духа», которая в то же время стала и самым первым выражением всей системы абсолютного идеализма Гегеля. Сочинение было опубликовано в 1807 году под заголовком «Система наук. Первая часть. Феноменология духа». Метод, который философ использовал в этом сочинении значительно повлиял на его современников, в том числе и противников. А Карл Маркс в своем сочинении «Экономическо-философские рукописи 1844 года» писал, что труд Гегеля является истинным истоком и тайной гегелевского учения.
Еще со времени Парменида философия стремилась раскрыть фундаментально истинное содержание природных явлений и явлений истории. Немецкий философ разделяет эту точку зрения и продолжает ее.
Философия еще со времен Платона и Сократа всегда начинал с того, что критически исследовала уже существующее знание. Философия осуществляет работу над уже имеющимся знанием и раскрывает содержащееся в нем истинное. С этой точкой зрения Гегель также согласен.
Гегель продолжает и традицию Канта, трансцендентальное исследование которого впервые изучает формы познания субъекта познания. Исследование Канта ограничивает себя эмпирическим опытом человека, а в качестве главного предмета выступают субъективные формы. В эту традицию Гегель вносит много нового.
Гегель считает, что необходимо выйти за границы ограничения эмпирическим познанием и изучить субъект познания в его связи с окружающей субстанцией. Субстанцию следует изучить, в свою очередь, в ее связи с субъектом. Отсюда вытекает пересмотр понимания и субъекта познания, и субстанции, которую следует познать. А прогресс и новое понимание становятся возможными лишь после подробного изучения форм познания. Ввиду этого главным предметом «Феноменологии духа» Гегеля являются формы знания, где существует содержание, которая была получена человеческим сознанием в процессе взаимодействия с миром, предшествовавшего феноменологии. Гегелевская предпосылка исследования более фундаментальна, чем кантовская. То есть это не факт явления лишь научного знания, а факт явления знания вообще, включая ненаучное. В «Феноменологии духа они рассматриваются как известное, но еще не понятое.
Для Гегеля предметом изучения является духовное, а материальное остается за пределами науки о явлениях духа. То есть в «Феноменологии духа» человеческое сознание вырабатывает знание о явлениях сознания. В труде Гегеля соединяются все формы познания, и выясняется их истинность или неистинность.
Так как такое философское познание без субъекта познания невозможно, то «Феноменология духа», несмотря на то, что ее целью не является обучение философии, также является философским образованием для субъекта познания.
В этой работе Гегель исследует только форму познания, не затрагивая при этом его содержание. Субстанция изучается со стороны формы, которую она принимает для субъекта. В «Феноменологии духа» Гегель продолжает традицию Канта, где субъект познания не является вторичным по отношению к объективной реальности. И субъект, и объект познания реальны постольку, поскольку реален процесс познания.
Использованный Гегелем в этой работе метод был применен им и в дальнейших трудах. Этот метод получил название «метод Гегеля» и оказал большое влияние на развитие мировой философии.
Метод Гегеля заключается в том, что исследовательское осознание не отказывается от обыденного в пользу философского, а начинает с установок осознания имеющихся явлений и затем переходит к чистому философскому знанию.
К основным установкам, по Гегелю, относятся:
- Противопоставленность и несвязанность содержания и формы познания, «истины» и «достоверности»
- Понимание процесса мышления как принадлежащего исключительно субъекту и осуществляемого только внутри этого субъекта
- Самодостаточность и завершенность объекта, несамодостаточность мышления, понимание истины как соответствия мышления предмету мышления.
«Наука логики» Гегеля
Основанием выстраиваемой Гегелем философской системы является работа «Наука логики», которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли.
Это сочинение Гегель написал в Нюрнбергский период своей жизни, когда работал директором местной гимназии. «Наука логики» состоит из трех частей:
- «Объективная логика», книга первая – «Учение о бытии» была опубликована в 1812 году
- Объективная логика», книга вторая – «Учение о сущности», опубликована в 1813 году
- «Субъективная логика» - опубликована в 1816 году.
В 1831 году философ пытался переработать текст сочинения, однако задуманный проект осуществить не успел. К переизданию Гегель успел подготовить только «Логику бытия», которая была опубликована в 1833 году, уже после смерти Гегеля.
В истории философии вариант логики, изложенный в работе «Гегеля», получи название «Большая логика». Существует еще «Малая логика» - под ней понимается версия, которую Гегель изложил в «Энциклопедии философских наук». Наиболее популярным вариантом изложения труда Гегеля является раздел, который посвящен логике в «Философской пропедевтике". «Философская пропедевтика» была задумана философом в качестве пособия для старших классов гимназии. Эта работа была написана в период с 1808 по 1811, но издана только в 1840.
«Энциклопедия философских наук»
Третьей крупной работой Гегеля является «Энциклопедия философских наук», в которой он излагает свою систему абсолютного идеализма. Публикации этого сочинения предшествовала преподавательская деятельность Гегеля в гимназии Нюрнберга, а затем в Гейдельбергском университете. «Энциклопедия философских наук» была издана в качестве руководства для слушателей лекций.
При жизни философа сочинение было издано трижды. Впоследствии работа выходила под названием «Система философии». Автор стремился изложить в рамках одной работы три части своего учения – философию духа, философию природы и логику.
В 1820 году была опубликована «Философия права" Гегеля. Это сочинение является наиболее сформировавшимся утверждением взглядов Гегеля на социальную философию, философию права и философию политики, а также раскрывает понятия, которые были кратко сформулированы в Энциклопедии философских наук.
Сам Гегель рассматривал это сочинение как конспект лекций по философии права, написанный специально для его слушателей.