«Пражская школа» - это произведения на немецком языке, писавшиеся на рубеже 19-20 веков в Праге. Для писателей этой школы характерны угрюмый гротеск, мрачная отстраненность, фантасмагоричность.
Биография Густава Майринка
Известный австрийский писатель – экспрессионист, переводчик, драматург Густав Майринк, один из представителей пражской литературной школы, родился в декабре 1932 года в Вене. Майринг был внебрачным сыном Карла Варнбюллера фон Хеммингена, государственного министра, и актрисы Марии Майер.
Когда Густав Майринк уже был известен как писатель, Варнбюллеры предложили ему принять семейную фамилию. Майринк на это предложение ответил отказом.
Мать писателя была актрисой, и ей часто приходилось путешествовать с театром, поэтому юность писателя прошла в частых разъездах. Майринк учился в гимназиях Мюнхена, Гамбурга, Праги. По мнению биографов и литературоведом, мать относилась к сыну достаточно холодно, и в детстве будущий писатель был лишен материнской ласки и тепла. Ряд исследователей считает, что именно по этой причине писатель талантливо создавал демонические и вампирические женские образы, а положительные персонажи выходили у него недостаточно яркими.
В 1833 году начался новый период в жизни писателя, получивший название пражский период.
Пражский период в творчестве Густава Майринка
В Праге Густав Майринк поступил в торговую академию. После окончания учебного заведения будущий писатель стал банкиром. В этом городе Майринк прожил около двадцати лет и часто изображал Прагу в своих произведениях.
Прага является не только фоном в работах в Майринка, но и героем в произведениях «Вальпургиева ночь» и «Голем». Кроме того, Прага играет важную роль в главной части произведения «Ангел западного окна».
Здесь же, в Праге, с писателем произошло событие, которое оказало большое влияние на его жизнь. Об этом событии писатель говорит в автобиографическом произведении «Лоцман», которое было опубликовано уже после смерти Майринка. В 1892 году Густав Майринк переживал глубочайший духовный кризис и решил покончить с собой. Он уже стоял с пистолетом в руке и готов был совершить выстрел, как услышал, что за дверью что-то зашуршало, и кто-то просунул в щель тонкую брошюру под названием «Жизнь после смерти». Это событие произвело на писателя настолько сильное впечатление, что он мгновенно отказался от своего намерения. Это мистическое совпадение сильно повлияло на дальнейшую судьбу Густава Майринка. После это писатель стал изучать теософию, каббалу, мистические учения Востока. До конца своей жизни он занимался йогой, которая помогала легче переносить острую боль в позвоночнике. В работах Майринка практически всегда присутствуют элементы оккультных традиций. При этом следует заметить, что в мистике писатель оставался дилетантом.
Эксперт по иудейской мистике Гершом Шолем писал, что работы Густава Майринка основываются лишь на поверхностных знаниях и не имеют никакой связи с настоящими традициями.
В 1889 году Майринк совместно с Моргенштерном основал банк «Майер и Моргенштерн», который в течение некоторого времени работал довольно успешно. Однако банкирской деятельностью писатель занимался не слишком усердно, предпочитал вести великосветскую жизнь.
В 1902 году писателя взяли под стражу по ложному обвинению в использовании колдовства и спиритизма в банковской деятельности. в тюрьме писатель провел два с половиной месяца. Несмотря на то, что невиновность Майринка в итоге была доказана, это событие сильно сказалось на его делах, и писателю пришлось оставить свое предприятие. Опыт, полученный во время пребывания в заключении, он использовал в процессе работы над своим самым известным романом «Голем».
Произведения Густава Майринка
С 1903 года Густав Майринк начал печатать небольшие сатирические произведения, подписывая их фамилией матери. Уже в этих рассказах прослеживается интерес писателя к мистицизму и восточным религиям. Весной этого же года была издана первая книга Майринка под названием «Горячий солдат и другие рассказы». В это же время писатель переехал в Вену, где сразу опубликовал сборник рассказов «Орхидея. Странные истории».
В 1908 году писатель выпустил третий сборник рассказов – «Восковые фигуры». Однако одними только рассказами прокормить семью Майринк не мог, поэтому писателю пришлось снова заняться переводами. За пять лет Майринк перевел на немецкий язык пять томов Ч. Диккенса. заниматься переводами писатель продолжал до конца жизни. Майринк переводил, в том числе и разного рода оккультные тексты и даже «Книгу мертвых».
В 1913 году, уже после переезда Майринка в Штарнберг, вышла его книга с лучшими рассказами из первых сборников «Волшебный рог немецкого филистера». Также в эту книгу вошли несколько новых рассказов писателя.
В 1915 году был опубликован первый роман Густава Майринка, ставший самым известным произведением писателя – «Голем». В основе сюжет романа лежит легенда об иудейском раввине, создавшем живое существо из глины. Раввин назвал свое творение Голем и оживил его при помощи каббалистского заклятия. Произведение имело мировой успех, было напечатано более 100 тысяч экземпляров книги. Это произведение впоследствии нашло отражение и в кинематографе.
Грандиозный успех этого романа обеспечил популярность и следующим работам Майринка. В 1916 году вышел новый роман писателя – «Зеленый лик», затем сборник рассказов «Летучие мыши». Еще через годы была издана книга «Вальпургиева ночь».
Финансовые дела писателя к 1920 году значительно улучшились, и у него появилась возможность приобрести в Штарнберге виллу. По названию дома в романе «Голем» виллу Майринка стали называть «Домом у последнего фонаря». Здесь писатель прожил восемь лет и создал еще два произведения – романы «Ангел западного окна» и «Белый доминиканец». Однако новые произведения практически не были замечены современниками. Интерес к этим романам проявился только в середине века. Впоследствии роман «Ангел западного окна» критики признали самым удачным произведением Майринка после романа «Голем».
Библиография Г. Майринка:
- «Волшебный рог немецкого обывателя»
- «Горячий солдат»
- «Голем»
- «Белый доминиканец»
- «Кабинет восковых фигур»
- «Зелёный лик»
- «Вальпургиева ночь»
- «Орхидеи: Странные истории»
- «Лиловая смерть».
- «Ангел западного окна»