Ф. Бегбедер – современный эпатажный французский публицист, прозаик, редактор и литературный критик.
Бегбедер – писатель, который не имеет специального литературного образования, не ломает себе голову над тем, в рамках какого направления, каких традиций он создает, но при этом выпускающий как минимум по книге ежегодно. Бегбедер – подросток, который, кажется, никогда не повзрослеет, избалованный циник, белая ворона на светских вечерниках в Париже, и … самый переводимый автор современности.
Родился он в 1965 г. в небольшом городке под Парижем. Получил диплом Парижского института политических исследований. Работал копирайтером, выступал литературным критиком, ведущим телепередач. 10 лет работал в рекламном бизнесе.
Был женат дважды и дважды разведен.
Первый его роман был опубликован в 1990 г.
В качестве основных произведений автора следует назвать следующие:
- 99 франков – произведение о рекламном бизнесе, главный роман автора;
- Эрос и цивилизация;
- Французский роман
Хотелось бы отметить, что поводом к написанию «Французского романа» послужил громкий скандал: писатель был арестован за непристойное поведение. Находясь в нетрезвом состоянии, он раскатал кокаиновую дорожку на капоте авто, припаркованного в самом центре Парижа. Двухдневное пребывание в камере оставило ему единственную возможность –
«…нырнуть в воспоминания о детстве…»
Бегбедер – противоречивая и сумасбродная натура: являясь самовлюбленным человеком, он при этом не стесняется себя критиковать, осуждая рекламу, он отдал рекламному бизнесу 10 лет своей жизни. Эта противоречивость, сумасбродность находит свое отражение и в его произведениях.
Особенности творчества
Все произведения романиста отличаются некоторой сумасбродностью, интертекстуальностью. В романном пространстве могут одновременно присутствовать:
- вымышленные и реальные действующие лица;
- библейские персонажи: Авель и Каин, Иисус Христос;
- известные исторические деятели: Гитлер, Ширак, Миттеран, де Голль;
- литераторы: Достоевский, Шекспир, Рабле, Гюго, Готье, Бодлер, Шоу, Сартр, Набоков, Хемингуэй, Лимонов
- композиторы: Шуберт;
- руководители крупных фирм и издательств: Марс – руководитель компании Mars, Рибу – руководитель компании Danone;
- актеры: Бриджит Бардо, Луи де Фюнес;
- сказочные персонажи: Дед Мороз, Синяя Борода.
Фрагментарность, мозаичностью, коллажностью отличается и романное пространство Бегбедера, которое может переноситься из Парижа в другие города Франции и мира.
Общество потребления как базовый концепт творчества Бегбедера
В своем творчестве писатель поднимает наиболее актуальные, значимые проблем современности. Одним из базовых концептов, пронизывающих творчество Бегбедера выступает концепт общества потребления. По мнению писателя, общество потребления делает человека несамостоятельным, зависимым, безответственным. Моральные ценности современного общества отрицают необходимость всестороннего духовного и нравственного развития, что ведет к деградации людей как личностей, их оболваниванию, упадку массовой культуры, упрощает манипулирование массовым сознанием.
В качестве основных признаков общества потребления Бегбедер называет следующие:
- обезличенность;
- рекламозависимость – реклама как один из важнейших феноменов современности связан в понимании автора с понятием рабства, вовлекая человека в бесконечную зависимость от материальных благ. Реклама превращается в оружие массового поражения;
- бездуховность, утрату ценностей;
- отчаяние
По мнению автора, вседозволенность как отрицательная, обратная сторона свободы, анархии, эгоизма и индивидуализма приводит к рабству и одиночеству человека общества потребления. В своих произведениях Бегбедер показывает, что вседозволенность влечет за собой хаос и одиночество, не только не способствует самореализации личности, но и делает ее невозможной.
Автор понимает, что жизнь, которую ведет он, его герои, общество в целом, порочна, неправильна, просто преступна. Понимает, на словах отказывается от нее, проклинает – но продолжает жить именно так.
Главные герои его произведений постоянно протестуют, бунтуют против общества потребления, но они же принимают активное участие в его строительстве. Главный герой Бегбедера – интеллектуал, пропагандирующий наслаждение жизнью и консьюмеризм в то время, когда большинство населения планеты не имеет нормальных условий для существования. Он оболванивает людей, заставляет их верить в безграничность их возможностей, хотя в действительности само общество потребления давно структуризировано и иерархизировано. Он – лишь один из сотен и тысяч маленьких геббельсов, которые могут быть заметными или невидимыми, однако при этом неизменно строят идеологию нового рейха – общества потребления. Герой Бегбедера осознает, что расплата неизбежна, что даром это не пройдет, что грядет неизбежный коллапс, однако продолжает жить и строить новое общество. По сути, главный герой писателя осознает, что он приближает апокалипсис, однако продолжает его рекламировать.
Автор утверждает, что
«Торговая марка выиграла у людей битву в World War III».
Причем, в этой третьей мировой войне проиграли все без исключения страны. По сути, речь идет о настоящей войне, которая, несмотря на то, что осуществляется в отличной от привычной, традиционной формы, приводит к не менее деструктивным итогам. Автор подчеркивает, то мы живем накануне апокалипсиса. Он стремится вызвать у читателя отвращение к современному миру, страх перед ним и самим собой, стремительно утрачивающим человеческое.
Таким образом, романы французского писателя отличаются глубиной, обращением к наиболее значимым, важным проблемам современности. Произведения заставляют задумываться над тем, что с миром не все в порядке, что нужно что-то менять, что дальше строить общество потребления невозможно. Но автор только поднимает вопросы, ответы каждый должен найти самостоятельно.