Тема – это факты и явления, запечатленные писателем в его произведении.
Понятие темы художественного произведения
В литературоведческой теории понятие «тема» имеет два основных определения:
- тема – это предмет изображения;
- тема – это основная проблема, которая рассматривается в произведении.
Часто эти два значения темы объединяются. Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:
Тема – это круг событий, составляющих жизненную основу драматических и эпических произведений и одновременно служащих для постановки социальных, философских, эпических и других проблем идеологического характера.
В некоторых случая понятие темы отождествляется с идеей произведения. начало такой терминологической неоднозначности было положено М. Горьким. Он отмечал, что тема – это идея, зародившаяся в опыте автора, подсказанная ему жизнь, но еще не оформлена им. Как Писатель, М. Горький ощущал в первую очередь неразделимую ценность всех элементов содержания, однако для целей анализа данный подход является непригодным. Литературовед должен четко разграничивать понятия темы, идеи и проблемы, а также стоящие за этими понятиями структурные уровни художественного содержания, при этом избегая дублирования терминов. Подобное разграничение было приведено в 1981 году Г. Н. Поспеловым и используется многими современными литературоведами.
Согласно этой традиции, под темой понимается объект художественного отражения, жизненные ситуации и характеры персонажей, взаимодействия человека с природой, бытом, обществом, которые образуют объективную сторону содержания произведения, как бы переходя в него из реальной действительности.
В таком понимании тематикой является все то, что вызвало авторский интерес и стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между художественной реальностью и первичной реальностью.
При проведении анализа тематики произведения литературоведческий анализ особое внимание акцентирует на отборе автором фактов реальной действительности как первоначальном этапе авторской концепции произведения. Необходимо отметить, что тематике иногда уделяется неоправданно много внимания, словно получившая отражение в произведении действительность является главным, в то время как на самом деле центром содержательного анализа должно являться совершенно другое, а именно не то, что писатель отразил, а как он отраженное осмыслил.
Чрезмерное внимание к тематике произведения может перевести разговор о литературе к действительности, отраженной в художественном произведении, а это не всегда является плодотворным и необходимым. Например, если рассматривать «Мертвые души» или поэму «Евгений Онегин» лишь как иллюстрацию жизни и быта дворянства начала 19 века, то и вся литература превратится в иллюстрацию к учебникам истории. Эстетическая специфика художественных произведений этим самым игнорируется, как и своеобразие авторского взгляда на описанную действительность, как и особые содержательные задачи литературы.
Также теоретически неверным будет уделять первостепенное внимание анализу тематики произведения, так как она является объективной стороной содержания и, следовательно, субъективный авторский подход к реальности, авторская индивидуальность не получают возможность проявить себя на этом уровне содержания во всей полноте.
Авторская индивидуальность и субъективность на уровне тематики выражаются лишь в отборе явлений действительности, что не позволяет всерьез рассуждать о художественном своеобразии конкретно данного произведения.
В литературоведении укоренились такие определения, как «гражданская лирика», «философская лирика», «пейзажная лирика», «патриотическая», «любовная» и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Также существуют такие формулировки, как «тема любви», «тема Родины», «военная тема», «тема дружбы», «тема поэта и поэзии» и т.д. Существует большое количество произведений, посвященных одной тематике, но сильно отличающихся друг от друга.
Разграничение объекта изображения (конкретную ситуацию, нарисованную автором) и объекта отражения (тему) в конкретном художественном произведения бывает нелегко. Такое разграничение необходимо для того, чтобы избежать смешения содержания и формы, а также для точности анализа.
Вечные и конкретно-исторические темы
При проведении анализа тематики разграничивают вечные темы и конкретно-исторические.
Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, вызванные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране, они более или менее локализованы и не повторяются за пределами данного времени. Например, такой является тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века, тема Великой Отечественной войны и т.д.
Вечные темы фиксируют повторяющиеся эпизоды в истории разных национальных обществ. Они повторяются в разных модификациях в разные исторически эпохи, в жизни разных поколений. Такими являются, например, темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.
Существуют ситуации, когда единая тема объединяет в себе как вечные аспекты, так и конкретно-исторические, одинаково важные для понимания художественного произведения. Например, так происходит в произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.
В случаях, когда анализируется конкретно-исторический аспект, анализ должен быть исторически точным.
Для того, чтобы конкретизировать тематику, нужно обращать внимание на следующие параметры:
- Социальный – группа, класс, общественное движение;
- Временной – необходимо воспринимать при этом соответствующую эпоху в ее основных тенденциях;
- Национальный.
Только точное обозначение этих параметром обеспечит возможность удовлетворительно проанализировать данную тематику.