Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экзистенциальные мотивы в рассказах Захара Прилепина

Определение 1

Экзистенция – это центральная категория экзистенциальной философии, которая обозначает уникальное человеческое существование.

Тема пограничного состояния человека в произведениях З. Прилепина

З. Прилепин так формулирует художественную идею своего первого романа «Патологии»: «отразить самоощущение современного человека в кризисной ситуации». Большая часть действия романа происходит в Чечне, но кризисные состояния всегда и везде подстерегают героев произведений З. Прилепина: и на работе, и в болезненных отношениях с любимым человеком, и во время уличных разборок.

Для Егора Ташевского, главного героя произведения «Патологии», участвующего в Чеченской кампании, главным ощущением становится животный ужас, страх смерти, а психологическим выражением страха оказывается повышенное внимание к человеческому телу, механизмам его функционирования. Так, тело усыновленного Ташевским ребенка после возвращения с войны, на фоне этого постоянного страха ощущается как «цыплячье».

В романе «Патологии» одним их приемов решения художественной задачи писатель использует метафору многоступенчатого биологического регресса – обращения человека, «венца творения», к состоянию начальной ступени развития жизни на земле.

В творчестве З. Прилепина нет гротеска. Но писатель решает вопрос о греховности природы человека через взаимопроникновение человеческого и звериного.

В пограничной ситуации, в случае обнаружения смертельной опасности, в человеке пробуждаются звериные инстинкты, которые помогают ему выжить. Человек может спасти свою жизнь лишь благодаря последовательности четких и быстрых действий. Ему нельзя опираться только на человеческий разум.

В произведениях Захара Прилепина часто встречаются «звероподобные» персонажи, жестокие, не знающие сострадания и нежности. Эта жесткость у них проявляется всегда, в любой жизненной ситуации, не только на грани жизни и смерти. Бесстрашие и жестокость являются доминантными чертами их характера. В романе «Патологии» таким героем является Андрюха (Конь), который освобождает захваченное боевиками здание и предпочитает погибнуть, убив хоть кого-нибудь из врагов. В «Саньке» в образе такого «зверочеловека» выступает общественно-политический экстремист Олег, который не способен к состраданию. Главный герой рассказа «Убийца и его маленький друг» Примат жаждет чужой смерти и не боится своей.

«Экзистенциальные мотивы в рассказах Захара Прилепина » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Однако персонажи-Воины в произведениях часто не являются главными. Они присутствуют эпизодически, как образцы, радом с которым главный герой ощущает неполноценность своей простой человечности.

Замечание 1

В художественном мире Прилепина превратиться в «зверочеловека» - значит, расстаться со своей естественной жизнью.

По Прилепину, самоощущение человека – это осознание неестественности, нелепости, незначительности окружающего, объединения всех связей и при этом надчеловеческое ощущение своего родства с чем-то великим, единым, безнадежно утерянным.

Проблема нравственного выбора в произведениях З. Прилепина

В большинстве рассказов и романов З. Прилепина поднимается тема нравственного выбора героя. В 2007 году вышел роман «Грех». Писатель показывает в нем пограничное мышление героев, поднимает вопрос о современном понятии морально-нравственных ценностей. Уже с самого начала романа Прилепин заставляет читателей задуматься о вопросах нравственности.

Грех – это:

  • нарушение действием, мыслью или словом воли Бога, религиозно-нравственных правил или предписаний;
  • предосудительный поступок, ошибка;
  • антимораль, сопоставимая с темной стороной человеческого сознания, его скрытыми желаниями и тайными помыслами.

Выбирая такое название для своей книги, Прилепин акцентирует внимание на крайней границе этой антиморальной, мрачной стороны жизни. Кроме того, автор показывает греховные начала и антиморальное поведение героев, стремится оттенить правильную жизнь, основу которой составляют «правильные» моральные принципы. Так, контрастная семантика заголовка поднимает в романе проблему нравственного выбора.

В первую очередь, эта проблема касается образа Захара, главного героя романа. Писатель преднамеренно не идеализирует этот образ, и с самого начала изображает его в разнообразии положительных и отрицательных качеств. Таким образом, он создает выпуклый, реалистичный человеческий характер.

Главный герой с одной стороны постоянно противостоит греху, борется с ним. При этом он является его неизменным спутником. Писатель утверждает, что любой человек грешен. Иногда он становится таким поневоле, по воле обстоятельств. Иногда греховность – сознательный выбор человека, как, например, в «Сержанте». Но каждому человеку необходимо определиться: или свет, счастье, внутреннее присутствие Бога, или же неверие и тьма.

Герой романа, неоднократно искушенный грехом, все же выбирает первый путь. Захар остается честным и искренним перед самим собой даже в трагических ситуациях. Но писатель демонстрирует и темную сторону своего героя. Акцентируя внимание на важности клятвы и показывая ее несоблюдение героем, писатель его рисует слабым, подверженным искушению человеком.

Но писатель концентрирует внимание не только на поведении и мыслях главного героя, он включает в произведение систему второстепенных персонажей. В рассказе «Какой случится день недели» писатель на примере Захара и его жены показывает двойственность морали современного человека, наслаждающегося жизнью, но не выходящего за рамки гедонизма.

Замечание 2

Герои произведений Прилепина одновременно являются и носителями безнравственного начала, и его противниками.

Прилепин стремится показать, что соблюдение норм нравственности – залог человеческого счастья, однако реализация этого принципа на практике оказывается неоднозначной.

В новелле «Шесть сигарет и так далее» Прилепин показывает неидеальных героев, моральные установки которых нельзя определить однозначно. Современные герои Прилепина – это сосуществование сострадания и жестокости, равнодушия и заботы, чувства прекрасного и уродства. Эти противоречия сталкивают героев с проблемой нравственного выбора.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot