Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сценарное мастерство

Драматическое действие. Драматизм

В сценарной драматургии действуют общелитературные законы, законы музыки, живописи, хореографии, архитектуры, которые используются для создания собственного произведения. главная особенность сценарной драматургии заключается в том, что в ней иногда могут отличаться некоторые принципы создания художественного образа. Кроме того, в ней могут быть и особые пространственно-временные построения. Также отличительной чертой сценарной драматургии является активное использование приемов монтажа и различных художественных и нехудожественных форм, например, информации, кинофотодокументов и т.д.

В драме важнейшим элементом является действие. И оно является единственным художественным средством драмы. Драматическое действие всегда предполагает наличие какого-то противоречия, в нем обязательно должны быть конфликт и драматизм.

Основу драматизма составляет подавление свободы воли. А борьба за свободу воли является обратной стороной драматической борьбы.

Работа автора над любым произведением, в том числе и над сценарием, начинается с выбора темы.

Определение 1

Тема – это проблема, побуждающая автора к творчеству.

Идея – это решение темы.

Замечание 1

Процесс создания сценария, как и любого произведения – процесс раскрытия темы и ее трансформации в идею.

Поэтому идея никогда не бывает статичной и никогда не является открытой. Как только идея становится банальной и перестает развиваться, она гибнет.

Важнейшей целью сценариста является развитие действенной стороны драматургии, при этом избегая декларативности, так как она убивает идею. В сценарии даже описания должны двигать действие.

Элементы драматического действия:

«Сценарное мастерство» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Пролог. Этот элемент повсеместно используется в сценарной драматургии;
  • Экспозиция – это изображение обстоятельств взаимоотношений между героями в том виде, в котором они сформировались к началу действия;
  • Завязка – это момент выявления исходного противоречия сценария;
  • Действие;
  • Кульминация – это наивысшая точка напряженности;
  • Перелом, катастрофа. Это крушение героя;
  • Развязка – окончательное разрешение противоречий.

Понятие сценарного замысла

Определение 2

Замысел сценария – это художественно-образное оформление поставленной цели в конкретной пространственно-пластической и временной разрешимости.

В деятельности драматурга замысел часто оказывается решением. Успешная разработка замысла зависит от правильно определенных сценических заданий, преследующих главную цель – реализацию замысла. У автора мысль о создании сценария возникает по-разному, рождаясь либо в виде материала, либо в виде темы.

Одним из секретов сценарного мастерства является способность найти единую тему для эпизода, странички журнала либо вечера, если вечер тематический. Две и больше тем, развивающихся одновременно, перегружают композицию всего сценария и отвлекают внимание зрителя, что приводит к потере зрительского интереса. Одним из непременных условий создания сценария является ясность темы.

Если отсутствует предварительно намеченная тема, следует начать с поиска материала. Сценарист может определить конкретные темы, изучая события, факты, биографии людей, документы.

Сценарист задумывает произведение в расчете на определенных выступающих. Особенно это относится к документальным материалам, когда предусматриваются беседы известных общественных деятелей, выступления, беседы деятелей науки, искусства, культуры, производства. В этом случае изучение материала начинается с состава участников.

Сценарист в ходе создания сценария часто проводит предварительную работу с участниками, получив их согласие. Важнейшим этапом сценарной работы является изучение материала. В процессе анализа материала автор намечает основную тему, затем определяет идею. После того, как появляется тема, определяются главная мысль и цель наблюдений, возникает иное эмоциональное отношение к материалу. Многое переосмысляется, открываются новые стороны жизни. автор замечает детали, ранее ускользавшие из поля зрения, примеривает первоначальный замысел на конкретном материале.

Важно определить три главных компонента замысла:

  • Тема;
  • Идея;
  • Материал.

Например, если сценарист берется за написание сценария, при этом не определив ни тему, ни материал, а зная только общую идею, произведение получается декларативным, при этом основные положения не запоминаются, остаются нераскрытыми.

Если же в сценарии не определена главная тема, то происходит перечисление фактов, несвязанных между собой. а наличие одновременно двух и более тем мешает восприятию материала. Если не сложилась идея, материал получается довольно интересным, тема хорошо развивается, однако сценарий не затрагивает зрителя, не пробуждает его эмоции, ни к чему не призывает.

Еще один важный компонент замысла – определение жанра мероприятия, для которого пишется сценарий. Еще на стадии замысла автор сценария должен решить, в каком плане будет готовиться намеченное мероприятие. От этого зависит и последующее воплощение сценария, и главные принципы отбора и тематического анализа материала, построение сюжета, драматургия сценария.

Главным специфическим элементом сценарной драматургии является местный материал, который необходимо вплести в драматургическую канву сценария. При формировании композиции материла сценарист должен учитывать то, что основным героем сценарной драмы является сам зритель, который не только наблюдает, но и принимает участие, при этом проявляя свой творческий потенциал и выражая социальную позицию по отношению к происходящему.

Отсюда вытекает еще одна особенность сценарной драматургии – импровизация. Она должна быть заложена уже в самой структуре эпизодов сценария и описана в ремарках.

Импровизация в этом случае используется как определенное терминологическое понятие. сценарист должен предугадать поведение зрителя в каком-либо эпизоде, продумать вопросы, которые ему задаст ведущий, учитывать психологию поведении и т.д., чтобы избежать сценического провала. Это все продумывается в сценарии и подробно описывается в ремарках.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 29.12.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot