Понятие художественного времени
Проблема художественного времени давно интересует литературоведов, лингвистов, искусствоведов. Но особенно интерес к проблемам художественного времени оживился в последние десятилетия 20 века. В первую очередь это связано со стремительным развитием науки, ускорением темпов социальной жизни, эволюцией взглядов на время и пространство, с возникновение новых форм в искусстве.
Художественное время – это форма бытия эстетической действительности, один из способов познания мира.
П. А. Флоренский отмечал, что произведение эстетически принудительно развивается в определенной последовательности.
В художественном произведении время – это последовательность, длительность и соотнесенность, описываемых в нем событий, которые основаны на их линейной, причинно-следственной либо ассоциативной связи.
Временная организация текста
Временная организация текста – это, согласно терминологии структурализма, синтагматическая сторона композиции произведения.
В отличие от парадигматики она обладает полнотой определенности и задана автором каждому из читателей. Во временной организации текста особую роль играет его начало и конец. Они всегда попадают под сильный смысловой акцент. Начальная и конечная части художественного произведения отграничивают событие, действие или переживание бесконечном потоке внутренней и внешней реальностей, оттеняют целостность художественно-литературного творения. Это является своеобразной «рамой», очертания которой могут быть размытыми или твердыми. В. А. Грехнев говорит, что начало произведения является предметом особых художественных усилий и имеет форму или обстоятельного развертывания экспозиции, или решительного приступа к действию, а финалы произведений являются вершинами, с которых читатель обозревает художественное целое. Свои мысли ученый подтверждает примерами.
Основу временной организации текста находятся определенные закономерности. Задача каждого следующего звена состоит в том, чтобы что-то приоткрывать читателю и обогащать какими-либо сведениями. Но главное – это разбудить воображение читателя, мысли, чувства, которые не были разбужены сказанным ранее. При этом чтение вплоть до самого финала оказывается разгадыванием какой-то тайны:
- Тайны души героя произведения
- Тайны как основы разворачивающихся событий
- Тайны художественного вымысла
- Тайны творческой устремленности автора.
В произведениях, которые обладают оригинальностью и концептуальной глубиной, художественное содержание разворачивается неуклонно и постоянно. Суждение К. С. Станиславского о том, что «пьеса, в которой все сразу ясно, - никуда не годится» применимо не только к драматическим произведениям. Интерес и внимание читателя должны упрочиваться и сохраняться на протяжении всего восприятия текста. При этом последовательно разворачивающиеся единичные текстовые звенья оказываются в значительной степени неожиданными. Это свойство роднит литературное творчество с музыкой. В процессе восприятия произведения появляется неосознанное или осознанное ожидание какого-либо продолжения. В том случае, если эти ожидания не возникали или не оправдывались, произведение остается непонятым, так как оно не может быть воспринято. И наоборот, в том случае, если эти ожидания всегда оправдываются, то есть угадать, каким будет продолжение, слишком легко, произведение оказывается вялым, скучным, инертным. Внутренняя норма художественного построения не всегда осуществляется полностью.
И. Бехер отмечал, что «стихотворение не всегда начинается там, где начинает его поэт, и не всегда заканчивается там, где поэт его завершает». Неоправданная натянутость, лишние эпизоды в процессе работа писателя являются его постоянным противником. Например, А. П. Чехов настаивал на том, что необходимо сжимать, сокращать написанное и устранять из произведения то, без чего читатель вполне может обойтись. Особенно строго критиковал он пространные экспозиции, затянутые подходы и зачины.
В больших и малых по объему произведениях разворачивание предметно-психологического мира осуществляется по-разному. В больших произведениях важной и позитивно значимой является постепенность обнаружения неких сущностей. В малых произведениях неожиданный, внезапный эффект финала, который иногда видоизменяет намеченную картину и даже переворачивает ее.
Например, резкие и внезапные концовки характерны для новелл раннего Чехова, Дж. Боккаччо. Основным приемом в этом жанре является острота заключительного эффекта. Подобное наблюдается и в ряде лирических произведений.
Временная организация литературных текстов стремится ритмичности. Само по себе разделение произведения на главы и части в повестях и романах, на строфы в поэзии, на сцены, явления и акты в драме придает ритмичность композиции. Художественная форма здесь осмыслена как ряд нарастаний и убываний напряжения. Именно в такой динамике прослеживается переживание ритма, а композиция при этом понимается как образ движения, динамический поток, который обладает упорядоченностью. Чередование глав и групп часто является строгим. Например, в произведениях Л. Н. Толстого одни эпизоды носят просветляющий, даже идиллический характер, запечатлевают моменты любви, мира, гармонии и единения, а другие – исполнены драматизма.
Но в литературе есть примеры ярких и значительных произведений, в которых временная организация текста является нейтральной и не играет какой-либо значительной роли. Например, такой является художественная эссеистика В. В. Розанова. В этих произведениях (например, «Опавшие листья», «Уединенное») авторские заметки располагаются хаотично и тем самым оставляют впечатление стихийности, непреднамеренности, импровизационности. В таких произведениях сцепленность фрагментов, эпизодов, подробностей, высказываний не носит ритмический характер. Однако в масштабе мировой литературы такие случаи редки. В основной части произведений разных эпох и стран, направлении и жанров временная организация их текста отмечена ритмичностью, достаточно ярко выражена и является содержательно значимой.