Детский фольклор – это область устного народного поэтического творчества, ориентированного на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Малые формы фольклора
Фольклор является одним из ярких и действенных средств народной педагогики, обладающий колоссальными дидактическими возможностями. Фольклор – это действенный метод воспитания ребенка с самых первых лет жизни, так как в нем содержится множество ступеней и средств педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Детский фольклор – это яркий, радостный мир, наполненный красотой и жизненной силой. Мысль детей всегда связана с конкретными образами, и в этом заключается ключ к пониманию детского художественного творчества. Отбор произведений детского фольклора определяется особенностями детской психики и мышления.
К малым фольклорным жанрам относятся:
- потешки,
- колыбельные песенки,
- прибаутки,
- пестушки,
- заклички,
- поскакушки,
- проговорки,
- жеребьевки,
- загадки,
- считалки,
- поговорки,
- пословицы и т.д.
Малые формы фольклора позволяют решить задачи методики развития речи. Они, наряду с основными приемами и методами речевого развития, используются в развитии речи детей дошкольного возраста.
Роль пестушек и потешек в развитие речи детей раннего возраста
Назначение стишков-пестушек – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции. Стишки-потешки используются в первых играх с пальцами, ножками, ручками. Позже настает черед стихов и песенок-прибауток, которые в первую очередь интересны своим содержанием. Затем начинается изучение сказок. Особое внимание следует уделять изучению поговорок, пословиц, закличек, а также народной сказки. Это связано с тем, что в разговорной речи не употребляются старославянские слова и изречения, практически не используются пословицы, поговорки, потешки, которых так много в русском языке. В современной жизни отсутствуют предметы быта, которые встречаются в фольклорных произведениях. Эти знания важны для дошкольника, так как они помогают в формировании его личности, приобщают ребенка к русской культуре.
Фольклорные произведения, отбираемые для занятий с детьми дошкольного возраста, должны отражать все стороны жизни.
Особенно важное значение фольклор приобретает в детском саду. Ребенок, оказавшись в новой обстановке, скучает по маме, по дому и еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. И в этом случае на помощь приходят такие малые формы фольклорного жанра, как потешки. Важно подобрать и выразительно рассказать потешки, которые помогут воспитателю установить контакт с ребенком, вызвать у него симпатию и положительные эмоции.
Потешки используются также в пальчиковых играх. Именно они одновременно развивают и координацию движений, и речь, так как центры мозга, которые отвечают за данные виды деятельности, между собой связаны. Дети, регулярно играющие в пальчиковые игры, начинают говорить раньше малышей, которые в них не играют.
Потешки помогают детям легче и лучше запомнить животных, их внешний вид, повадки. Благодаря потешкам тренируется память ребенка.
Ознакомление детей с фольклором, его регулярное использование в режимных моментах, в игровой деятельности развивает речь ребенка, его воображение, фантазию, оказывает влияние на духовное развитие и учит нравственным нормам.
Использование детского фольклора позволяют на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии. Считалки, потешки, заклички – богатый материал для развития звуковой культуры речи. Развитие чувства рифма и ритма готовит ребенка к восприятию поэтической речи, формирует у него интонационную выразительность.
Воспитательное значение загадок, хороводных игр, поговорок и пословиц
Такая малая форма фольклора, как загадки, обогащает словарь ребенка за счет многозначности слов. Загадки помогают ему увидеть вторичные значения слов, а также формируют представления об их переносном значении. Благодаря загадкам дети усваивают грамматический и звуковой строй русской речи, сосредотачиваются на языковой форме, анализируют ее. Разгадывание загадок помогает развить способность дошкольников к обобщению и анализу.
Хороводные игры несут огромный потенциал для физического развития ребенка. Кроме того, фольклорный материал, содержащийся в них, помогает эмоционально положительному овладению речью. Дети с интересом, желанием и огромным удовольствием играют в подвижные игры. В процессе ознакомления дошкольников с пальчиковыми и подвижными играми формируется речь, развивается мелкая моторика пальцев и кистей, что готовит руку к письму. Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев и кистей рук.
В результате ознакомления с фольклорными произведениями ребенок перенимает их чувства и настроений – радость, сожаление, нежность, грусть, тревога. Они расширяют словарный запас ребенка, активизируют его умственное и познавательное развитие, способствуют ознакомлению ребенка с окружающим миром. Тем самым развивается восприимчивость и чувствительность ребенка, формируется его гуманное отношение к миру.
В работе по развитию речи дошкольников важное значение имеет не только формирование грамматической и фонетической сторон речи, но и формирование лексического запаса.
Значение поговорок и пословиц усиливается их формой. Именно своеобразная и яркая форма этого средства народной педагогики является самой доступной для понимания и запоминания ребенком.
В поговорках и пословицах, как и в других жанрах фольклора, затрагиваются события из жизни людей – семьи, любви, дружбы, народа, родины, труда, взаимодействия человека с природой и друг с другом, развития речи детей. Поэтому поговорки и пословицы могут эффективно использоваться в воспитательных и жизненных ситуациях, а также использоваться в занятиях по развитию речи детей.