Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типология литературного субъекта. Характер

Определение 1

Литературный характер – это совокупность черт литературного героя, в которой индивидуальные особенности являются отражением типического, обусловленного эстетическим и идейным замыслом автора, а также явлением, составляющим содержание произведения.

Характер в литературе

Характер является одним из главных составляющих литературного произведения. Характером называется совокупность психологических свойств, которые составляют образ литературного персонажа. Какие-либо отдельные детали образа персонажа, проявляющиеся в поведении, в действии, в тех или иных обстоятельствах, составляют многоплановый мир героя.

Понятие характера относится к категории содержания художественного произведения. данный термин употребляется при анализе идеи произведения, определении его пафоса. В широком значении данного термина все герои и образы любого текста носят типический характер. В эпоху античности, еще задолго до появления науки о человеке, вовлеченность человека в область бескомпромиссных законов судьбы, рока была главной темой литературы. В эпосе герой полностью зависит от божества, он не может совершать действия самостоятельно. Как отмечал Б. Снелл, он может быть характером, однако еще не является личностью. Герой обладает всеми качествами, что и божество, однако он является жертвой этих свойств. Отсюда и обозначение характера героя маской в античном театре.

Статья: Типология литературного субъекта. Характер
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В современной литературе характером называется склад личности, формируемый типологическими и индивидуальными чертами и проявляющийся в отличительных свойствах натуры, особенностях поведения. В античности же характер – это застывшая маска, штамп. Формирование реалистического происходит в эпоху Возрождения. Например, герой произведения «Венецианский купец» У. Шекспира – скупец, презираемый в обществе, к которому обращаются лишь тогда, когда нуждаются в деньгах. Он находится в условиях жестокой борьбы за существование и не может обойтись без «сметливости». Такое свойство характера помогает Шейлоку сколотить капитал. А остроумие помогает выдержать безвыходные ситуации, проявить в них чувство собственного достоинства. Забота о детях, для которых он копит состояние, говорит о его «чадолюбии». А ненависть к христианам вызывает в нем мстительность. Однако скупость становится ведущей чертой его характера и подчиняет все остальные, определяет сложный характер этого персонажа.

Художественный характер – это органическое общество индивидуального, неповторимого и общего, повторяющегося; субъективного и объективного. В результате в искусстве характер становится новой реальностью, личностью, художественно сотворенной, которая отображает реальный человеческий тип и идеологически проясняет его. Именно эта концептуальность литературного образа составляет отличие понятия характера в литературоведении от значений данного термина в философии, социологии, психологии.

«Типология литературного субъекта. Характер » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Представление о характере литературного персонажа формируется с помощью внутренних и внешних жестов, в том числе в речи персонажа, внешности, авторскими характеристиками, ролью и местом персонажа в развитии сюжета. Соотношение характера и обязательств в пределах произведения составляет художественную ситуацию. Возникающие противоречия между обществом и человеком, между природой и человеком, внутренние противоречия характеров находят воплощение в художественных конфликтах.

Замечание 1

Специфическим свойством художественной литературы и большей части кинематографических и театральных жанров является воспроизведение характера в его динамике и многоплановости.

Восприятие характера в разные исторические периоды

Восприятие характера в разные исторические периоды отличалось:

  • В литературе эпохи античности персонаж отличались не характером, а ролью в описываемых событиях;
  • В эпоху Возрождения характер соотносится с его ситуативной функцией;
  • В классицизме характер возвращается к жесткой статичности; герой вынужден выбирать между долгом и чувством.

На всех этих стадиях литературного и духовного развития характер рассматривался как универсальная, внеисторическая и самотождественная данность природы человека, как «абстракт, присущий отельному индивиду». Романтизм, провозгласивший автономность и самоцельность личности, возвысивший ее над социальной судьбой, над психологической природой, понимал характер как тождественное внутреннему миру личности.

Критический реализм 19 века открыл характер как воссоздание индивидуального, исторически неповторимого взаимоотношения среды и личности.

Новое понимание художественного характера было предложено Гегелем. В его понимании характер – это цельная человеческая индивидуальность, в которой раскрываются всеобщие субстанциальные силы действия. Характер – это средоточие изображения, так как он объединяет в себе индивидуальность и всеобщность в качестве моментов своей целостности. Характер обнаруживается во всем разнообразии своих индивидуальных особенностей. Он должен быть самостоятельным миром, живым человеком, а не абстракцией одной черты характера. Эта теория, основанная на художественных достижениях прошлого, во многом предвосхитила практику последующей литературы реализма, в которой присутствует саморазвивающийся характер. В этом случае характер – это индивидуальность незавершенная и незавершимая, определяемая ее беспрерывным взаимодействием с историческими обстоятельствами.

Постгегелевская литературная теория выдвинула проблему концептуальности характера и разработала его, установила необходимость наличия авторского идеологического понимания при изображаемого характера.

В реалистической литературе 19-20 века воплощаются различные характеры, авторские концепции, част противоположные.

Представители «нового романа» отказываются от художественной индивидуальности. В творчестве писателей социалистического реализма утверждается новое видение детерминирующих обстоятельств, в связи с чем социально-психологическая индивидуальность характера переходит в конкретно-историческую индивидуальность.

Для литературы 60-70 годов 20 века характерен акцент на нравственную активность личности, ее ответственность за судьбы других людей и за свой духовный мир.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot