Внеклассная работа – это организация различных мероприятий для учащихся во внеурочное время.
Роль внеклассных занятий в изучении литературы
Чтение художественной литературы, согласно данным социологических исследований, перестало быть популярной формой проведения досуга. Домашняя библиотека перестала быть предметом гордости. В прошлое ушли и споры о новинках литературы, и очереди за подписными изданиями. Поэтому задача учителя литературы – восполнить пробелы в духовном развитии личности учащегося, что возможно лишь при непрерывности процесса общения с литературой, то есть если школьник будет приобщаться к литературе не только на уроке, но и вне его. Увеличение количества произведений в школьных программах, сокращение времени на изучение предмета привело к тому, что литературу не читают, а «проходят». Этому способствовало и огромное количество кратких изложений произведений и готовых сочинений. Меняется и восприятие классики учащимися. Например, школьники даже сам термин «положительный герой» часто воспринимают скептически. Они оценивают героя с позиции сегодняшнего дня, и эта оценка зачастую очень категорична. Происходит смена стереотипов восприятия. Позиция, когда герой воспринимается вне времени и пространства, свидетельствует о низкой культуре восприятия произведения.
Поэтому задачи общекультурного и литературного развития учащихся являются ключевыми не только для уроков литературы. важную роль в их решении играет внешкольная и внеклассная работа по предмету, которая позволяет расширить диапазон общения школьников с литературой и искусством вообще, формирует условия для тонкого и глубокого освоения произведения, постижения его культурологического контекста.
Внеклассная работа – один из важнейших источников художественных впечатлений школьников. Учащиеся могут проявить себя и в своем литературном творчестве, увидеть свои способности и свой потенциал в творческой и художественно-исполнительской деятельности.
Одним из направлений внеклассной работы со школьниками должно стать изучение книги, истории книгопечатания и издательского дела, роли книги на разных этапах развития человеческого общества.
Во внеклассной работе школьники получают более широкие возможности для знакомства с зарубежной литературой – с различными переводческими школами, личностью переводчика. Учащиеся даже могут попробовать свои силы в роли переводчика, а также иллюстратора, оформителя книги.
Продуктивным направлением внеклассной работы является обращение к фольклору как к истоку культуры, искусства, литературы.
Внеклассная деятельность по литературе выполняет следующие функции:
- Способствует литературному и общекультурному развитию учащихся;
- Формирует духовно-нравственные качества;
- Воспитывает чувства гражданственности и патриотизма.
Виды внеклассной деятельности
Существует несколько классификаций видов внеклассной деятельности. Например, Ю.Б. Зотов внеклассную работу подразделяет на две группы:
- Эпизодическую: тематические вечера и конференции по предмету, домашние сочинения, олимпиады, учебные экскурсии и т.д.;
- Регулярную: домашние работы, факультативные занятия, телепередачи, кружки, дополнительные занятия по предмету и т.д.
По классификации В.В. Голубева внеклассная деятельность делится на: внеклассное чтение, литературные выставки, журнал и стенгазета, кружки, литературные экскурсии.
Л.К. Голубев предлагает следующую классификацию: литературный кружок, внеклассное чтение, эпизодические мероприятия.
З.Я. Рез подразделяет внеклассную деятельность на:
- Внеклассное чтение;
- Литературный кружок;
- Читательские конференции, вечера, утренники. Диспуты;
- Литературный клуб;
- Музей;
- Литературное краеведение.
Все перечисленные виды связаны между собой. Кроме того, внеклассное чтение делится на коллективное и индивидуальное.
Перечисленные классификации свидетельствуют о том, что единого разделения видов внеклассной деятельности не существует. И это является одной из важнейших методических проблем, требующей решения.
Многообразие видов внеклассной работы позволяет учителю выбрать именно тот, который будет интересен и ему, и учащимся. Все формы внеклассной деятельности связаны между собой и образуют систему мероприятий, проводимых педагогом. Например, при проведении литературного утренника или вечера будет целесообразной подготовка и выпуск стенгазеты, соответствующей теме мероприятия.
Литературный кружок – один из популярным видов внеклассной деятельности. Учитель собирает учеников, интересующихся литературой, привлекая постепенно внимание менее активных учеников. Руководителю кружка следует учитывать интересы и творческие способности участников. Главная цель литературного кружка – эстетическое развитие учащегося, соединение литературы с практической деятельностью школьника.
Литературная конференция – еще одна распространенная форма внеклассной деятельности. Ее главная особенность заключается в том, что рассматривается не конкретное произведение, а какая-то определенная проблема или тема того или иного произведения.
Немаловажную роль играют и литературные экскурсии. Они дают учащимся возможность узнать об исторической эпохе, в которую жил и работал тот или иной писатель, о его творчестве в целом. Экскурсия может быть очной или заочной, при этом значимость ее не уменьшается.
Конкурсы являются игровой формой внеклассной работы. Конкурсы могут быть индивидуальными и групповыми, объединять одну тему или несколько. Конкурсы позволяют учащимся продемонстрировать свои знания не только программного материала, но и материала за рамками программы.
Важным компонентом внешкольной деятельности является краеведческая работа по литературе. В современных программах раздела по изучению литературы родного края нет, поэтому учителю следует найти возможность познакомить учеников с этими материалами вне урока. Изучение литературы родного края – эффективный способ решения ряда воспитательных проблем. Литературное краеведение знакомит учащихся с образом «малой родины» в произведениях классиков.