Пародия – это жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю отдельного произведения, направления, автора, жанра с целью его осмеяния.
Понятие и сущность литературной пародии
Пародия в переводе с греческого означает «перепев». Первые литературные пародии возникли еще в эпоху античности. Самым первым известным образцом этого жанра является произведение «Батрахомиомахия» - «Война мышей и лягушек», в котором пародируется поэтический стиль «Илиады». Автор пародии при создании произведения использовал прием бурлеск – когда о низком предмете, в данном случае лягушки и мыши – повествуется высоким стилем.
В средние века и в эпоху Ренессанса пародия достигла своего расцвета. В итальянской литературе знамениты пародии-бурлески Ф. Бёрни, Д. Буркьелло, Дж. Б. Лалли. примером пародии на жанр рыцарского романа является произведение Сервантеса «Дон Кихот».
В российской литературе 18 века наиболее известными являются пародии Сумарокова на М. В. Ломоносова, а также «шуто-трагедия» «Подщипа» И. А. Крылова, в которой он осмеивает напыщенный классицизм русских трагедий.
В начале 19 века, когда шла борьба между представителями классицизма и романтизма, возник целый ряд талантливых, остроумных пародий И. И. Дмитриева, А. С. Пушкина, И. П. Мятлева, А. А. Шаховского, Н. А. Полевого, Н. А. Маркевича.
С середины 19 века, когда в отечественной литературе стали подниматься проблемы социального характера, начался расцвет сатирической пародии. Наиболее яркими примерами являются пародии Козьмы Пруткова, которые был направлены против мещанской лирики, эпигонского романтизма, чиновного «глубокомыслия» и бездумного развлекательства. Также известны пародии Н. А. Добролюбова и поэтов «Искры» (В. С. Курочкина, Н. Л. Ломана, Д. Д. Минаева, Н. С. Курочкина), объектом которых была салонно-патриотическая лирика, произведения поэтов так называемого «чистого искусства».
После 1917 года особенно популярным был коллективный сборник «Парнас дыбом», являвшийся собранием комических и юмористических стилизаций на многих литераторов.
Автор литературной пародии вкладывает в произведение новое, контрастирующее содержание, при этом сохранив форму оригинала. Пародия как бы «передразнивает» изображение событий действительности в той же форме, в какой оно было осуществлено в оригинальных произведениях. Главными отличительными чертами литературной пародии являются следующие:
- Подражание
- Юмор
- Критическая направленность
- Поэтическое мастерство.
Часто литературной пародией называют и передразнивание реальности. В качестве примера можно привести произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», которое называют пародией на исторические монографии середины 19 столетия и на реальную историю российского самодержавия.
Литературная пародия, в большинстве случаев, является сатирической или юмористической стилизацией. Пародия обязательно должна дискредитировать, снижать стилизуемый объект – именно в этом заключается отличие этого жанра от шуточных подражаний и комических стилизаций, которые такой направленности лишены. Также существуют пародии, которые «передразнивают» сам жанр безотносительно к воплощающему его стилю. Примером таких пародий являются литературные пародии Козьмы Пруткова на жанр басни.
Пародия всегда существует «в паре» с оригиналом. Эффект пародирования состоит в мысленном, но при этом отчетливо ощущаемом контрасте с оригиналом.
Виды литературных пародий
Задача, которую автор-пародист ставит перед собой, определяет два классических вида пародии: бурлеск и травестия.
Травестия (травести) – это вид комической имитации, когда автором заимствуются сюжетные мотивы, темы либо отдельные образы известного сочинения и применяются к нему абсурдно низкие литературные формы, с помощью которых трансформируется его смысл.
Как правило, возникновение этого понятия связывают с эволюцией жанра комической поэмы в поэзии Западной Европы начала 17 века. Одной из первых литературных пародий травестийного типа считается поэма «Переодетая Энеида» итальянского писателя Лалли, написанная в 1663 году. позже появилась поэма «Вергилий наизнанку» Поля Скаррона.
В отечественной литературе произведения этого типа называли «изнанками», а совокупность таких произведений – «поэзией наизнанку». Особенно популярна была травести во второй половине 18 столетия. Этот литературный прием впервые был представлен в произведении А. П. Сумарокова «Эпистола о стихотворстве».
Другими словами, в травестии герои произведения должны проявлять свои качества в негероических ситуациях. Жизнь богов в этом жанре должна быть изображена так же, как обыденная жизнь простого народа. Травестия встречается в творчестве А. П. Сумарокова, И. С. Баркова, В. И. Майкова, А. С. Пушкина.
Бурлеск – это пародийный, грубовато-комический жанр. В проведениях этого жанра высмеиваются ложный пафос и напыщенность.
Комический эффект здесь достигается контрастом возвышенной темы и вульгарным характером изложения или прозаической темы и возвышенным стилем, несоответствующем этой теме.
Классическим примером бурлеска является античная поэма "Батрахомиомахия" и «Гераномахия», которые пользовались популярностью в простонародном изобразительном искусстве античности – рельефах, мозаиках, вазописи, настенных росписях.
Бурлеск как вид комической поэзии сформировался в Эпоху Возрождения. В бурлеске возвышенные герои античной или классицистической литературы как бы «переодеваются» в шутовское одеяние, чуждое им.
Таким образом, бурлеск является:
- жанром комедийной поэзии, в которой комический эффект достигается контрастом между темой и характером ее изложения;
- музыкальной пьесой, носящей шутливый характер;
- маленькой шуточно-пародийной оперой, родственной водевилю.
Раньше всего бурлеск возник в Италии. Ранними образцами этого вида пародии являются поэмы Франческо Берни и Людовико Доменики.
Травестия и бурлеск – универсальные приемы, использующиеся и в настоящее время в различных национальных модификациях. Например, на русской почве появился новый тип пародии, в котором взаимодействуют травестийное и бурлескное начала – перепевы.