Контаминация – это комбинация эпизодов разных произведений.
Творчество Публия Теренция
Публию Теренцию Афру (около 190 – 159 г. до н. э.), в отличие от иных древних авторов, сравнительно повезло: все написанные им 6 комедий полностью сохранились к настоящему времени. Будучи родом из Карфагена, вечного врага Рима, он угодил в рабство. Его хозяин, римский сенатор Публий Теренций Лукан, оценил ум и способности раба, дал ему приличное образование и отпустил на свободу со своей фамилией, как это было принято. Афр же – это прозвище, поскольку Теренций принадлежал к одному из африканских племен. Умер Теренций в возрасте 25 или 35 лет, во время путешествия в Грецию.
Вольноотпущенник, благодаря своему таланту, оказался среди духовной элиты тогдашнего римского общества, и хотя позднее было принято сомневаться в том, что подлинным автором комедий под его именем является он сам, современники в авторстве Теренция не сомневались. Центральными фигурами среди молодых римских аристократов являлись Сципион Младший, чьим близким другом стал Теренций, и будущий военачальник Лелий. Молодежь, под влиянием афинской культуры, стремилась облагородить родной им латинский язык, отточить его и придать выражениям изящество.
При выборе тем своих произведений Теренций ставил во главу угла не занимательность, а актуальную проблему. Для римского зрителя новым оказалось обращение к педагогической проблематике и извечной дилемме поколений.
Его комедии явились переделками пьес греческого комедиографа Менандра (около 342-292 г. до н. э.) и Аполлодора Каристского (около 300-260 г. до н. э.), и в немалой мере сохранили особенности оригиналов, что послужило предлогом для обвинений автора в несамостоятельности. Но что интересно и характеризует эпоху, параллельно он же обвинялся и в слишком свободном обращении с оригиналами.
Вот перечень комедий Теренция в порядке их создания:
- «Девушка с Андроса»;
- «Свекровь»;
- «Самоистязатель»;
- «Евнух»;
- «Формион»;
- «Братья».
Все эти комедии были представлены на сцене в период со 166 по 160 гг. до н.э. Особой известностью пользовалась комедия «Евнух», заведомо за пикантное содержание и вуайяристские наклонности персонажа. А вот «Свекровь» дважды проваливалась, так как в это же время была возможность посмотреть плясунов на канате и гладиаторские бои.
Обвинять Теренция в неоригинальности нет смысла, подобная манера творчества была вполне в духе эпохи. Мало того, он достиг совершенства в контаминации – искусстве составления пьесы по двум пьесам другого автора или произведениям двух разных авторов.
Новаторство Теренция
Творчество Теренция, умершего в молодом возрасте, принято сравнивать с творчеством древнеримского комедиографа Тита Макция Плавта (около 250-184 до н.э.), но творчество Теренция шире в плане раскрытия характера персонажей. Скажем, у Плавта раб для оказания помощи своему господину вынужден от него правду утаивать, у Теренция же раб помогает, лишь говоря правду.
Плавт смешивает черты греческого и римского быта, к чему не прибегает Теренций; традиционные для комедии маски Теренций преобразует до неузнаваемости. Комедии побуждали зрителя не только смеяться над остротами и нелепостью ситуаций, в которых оказываются герои, но и задумываться; концовка каждой комедии побуждала принять, что люди способны на взаимопонимание. Даже гетеры у Теренция представлены возвышенными и широкой души женщинами, как Фаида в «Евнухе» и Вакхида в «Свекрови».
В комедиях Теренция мало пения и танцев, отсутствует грубый юмор, сравнительно редки шутки и каламбуры. Теренций не гиперболизирует человеческие пороки, а высмеивает их полным смысла смехом Менандра и Мольера.
Одним из новшеств Теренция стало нетрадиционное применение пролога, он избегает в нем намеков на содержание комедии, всецело посвящая их обороне от притязаний других драматургов.
Комедии Теренция явились важным этапом развития драмы в Риме. По жанру они относились к паллиате.
Паллиата (дословно: пьеса в греческом плаще) – переделка для римской сцены новой аттической комедии с сохранением греческих персонажей и обстановки действия.
Никаких намеков на жизнь современных Теренцию римлян у автора нет. Время римской национальной комедии (тогаты) еще не пришло.
Критика творчества Теренция
Теренция и его творчество нахваливали авторы античного мира, его творчество хорошо знали Цезарь, Цицерон Гораций, Персий и Тацит. Пьесы Теренция изучались в школах, а ученые грамматики писали к ним пояснения и толкования.
В Средневековье Теренций также высоко ценился за свой стиль и язык, в 9 веке его комедии читались за пиршественным столом императора Карла Великого, а в 10 веке церковники порицали его творчество как источник греховных соблазнов.
Возрождению оказались близки идеи гуманизма Теренция, а эпоха Просвещения ценила его за литературное мастерство. Сюжетами Теренция пользовался французский комедиограф Жан Батист Мольер (влияние чувствуется в комедиях «Любовная досада», «Школа мужей» и «Плутни Скапена»), а через Мольера Теренций оказал влияние и на английских драматургов 17 и 18 веков. Итальянский драматург Карло Гольдони посвятил Теренцию одну из своих драм, а немецкий драматург и теоретик искусства Готхольд Эфраим Лессинг приводил «Братьев» Теренция в качестве образца искусства комедии.
В этой комедии, и в настоящее время признанной самым целостным произведением Теренция как по содержанию, так и по тщательности прорисовки характеров героев, торжествуют гуманные принципы воспитания, в основе которых лежат доверие, искренность и осознание старшими обстоятельства, что причиной многих заблуждений и ошибок являются возрастные проблемы и природа человека. Недаром в «Братьях» героями являются не разлученные в детстве близнецы, а братья-старики, и вся интрига комедии основывается на несходстве их характеров.
Знали и читали Теренция и в России: русский политический и духовный деятель, богослов Феофан Прокопович, читая курс пиитики (науки стихотворства, искусства и умения писать стихи) в Киевской академии, ректором которой являлся, учил «российских господ Мольеров»: «кто хочет писать комедию, пусть тот подражает Теренцию».