Реализм – это объективное, правдивое отражение действительности.
Реализм в немецкой литературе 19 века
В 1832 году, после смерти И.В. Гете, классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу, а политическая реальность не соответствовала завышенным ожиданиям писателей предшествующего периода. В немецкой литературе больше внимания стало уделяться социальной действительности.
Реализм возник в Англии и во Франции в условиях преобладания буржуазных порядков. Недостатки капиталистического строя, социальные антагонизмы определили отношение писателей-реалистов, которые обличали вопиющее социальное неравенство, стяжательство, лицемерие, эгоизм. По идейной направленности он становится критическим реализмом.
Творчество ряда авторов, родившихся на рубеже веков, имело переходный характер. В пейзажной лирике Н. Ленау отражаются поиски покоя и мира. Ф. Рюккерт обратился к Востоку, подобно Гете, и воссоздал его поэзию. Темой многих стихов А. фон Платена стала борьба Польши за независимость. Э. Мёрике в своей поэзии развивал литературное наследие минувших лет.
Группа либеральных писателей «Молодая Германия», не приемля ухода большинства авторов от реального мира в мир мнимый, воображаемый, провозгласила идеалы свободы и гражданственности. Среди них особое место занимает Л. Бёрне. Из великих писателей в «Молодую Германию» входил только Г. Гейне. Контраст между реальностью и мечтой с годами в творчество поэта привнес иронию и эмоциональный разлад.
Развитие прозы в 19 веке характеризуется возрастающим осознанием роли среды. Лучшие достижения относятся к новелле, которая в Германии успешно развивалась с 1800 г. Но этот жанр ввиду ограниченного объема не мог воплотить судьбоносные перемены в жизни немецкого общества. В своем романе «Эпигоны» К.Л. Иммерман попытался показать страх старого общественного порядка под натиском меркантильности. В «Обергофе», одной из частей романа «Мюнхгаузен», Иммерман безнравственному обществу противопоставляет образ прямодушного крестьянина. Романы И. Готхельфа посвящены жизни крестьян.
В 19 веке появляются первые удачные произведения на диалектах, например, произведения Ф. Ройтера на нижненемецком.
Немецкая литература во второй половине 19 века.
Во второй половине 19 столетия среди других немецкий государств особенно выделяется Пруссия. Она выдвигается вперед за счет энергичного развития хозяйства и промышленности. Начинается эпоха «реальной» политики О. фон Бисмарка. «Железному канцлеру» удалось объединить Германию самыми жестокими методами. А объединению предшествовали войны с Австрией, Данией и Францией.
Эти события привели к кризису буржуазного сознания, потере духовной опоры. Результатом этого стала сумятица, быстрая смена умонастроений и увлечений.
С экономическим подъемом буржуазии связано расширяющееся влияние материалистической мысли. Распространение в науке позитивизма предвещает новую ориентацию человеческого сознания. Но ни материализация сознания, ни ускоренное экономическое развитии, ни позитивистский прагматизм не стимулировали духовную жизнь, напротив, они ее обедняли углубляя кризис общественного бытия. Позитивистские и материалистические идею в эту эпоху соседствуют с различными формами иррационализма, с суевериями, мистикой, культом «витальности».
Социально-политическая депрессия, характерная для немецкого общества 50-х годов, нашла свое мировоззрческое отношении в увлечении пессимистической философией А. Шопенгауэра, объяснявшего депрессию и пессимизм как неотъемлемые свойства жизни и доказывавшего обреченность человека в столкновении с жизнь. В 1819 году А. Шопегауэр написал свой главный труд «Мир как воля и представление». Эта работа во второй половине 19 века получила истинное признание и оказала большое влияние на духовную жизнь всей Европы, подтолкнув к переоценке ценностей и обозначив линию слома гуманистических идей.
По Шопенгауэру, мир не развивается, он движется по кругу, принося повторение того же самого. А принцип, который управляет бытием – это иррациональная, слепая воля, которая подвергает человечество в борьбу индивидов. Духовные итоги философских исканий Шопенгауэра:
- Отказ от противостояния миру;
- Пессимизм;
- Отказ от жизни;
- Позиция аскета или художника-созерцателя – единственный ответ на вопросы бытия.
С 1860-х годов пессимизм оказывает все большее влияние на политическое и культурное сознание общества. Влияние философии А. Шопегауэра на себе испытывают Ф. Ницше, В. Раабе, Р. Вагнер.
Хотя сам В. Раабе настаивал на самостоятельности своей позиции, не зависимой от воззрений Шопенгауэра.
Изменения, произошедшие в общественном сознании, повлияли на литературу. Самым примечательным явлением в немецкой литературе 19 века является «поэтический реализм».
Поэтический реализм
Термин «поэтический реализм» был введен немецким писателем и теоретиком искусства О. Людвигом. В его представлении поэтический реализм – это синтез идеального и реального начал, случайного и закономерно, типического и индивидуального, субъективного авторского переживания и объективного содержания жизни.
Ведущая роль в литературе отводится демократическому герою, представителю среднего класса. Ю. Шмидт считает, что реалистическая литература должна быть актуальной, при этом свободной от политический симпатий. Особое значение писатель придает простоте и ясности стиля, стройной композиции.
Первыми произведениями поэтического реализма являются:
- Роман «Приход и расход» Г. Фрейтага;
- «Зеленый Генрих» Г. Келлера;
- «Хроника Воробьиной улицы» В. Раабе.
На практике поэтический реализм оказался более широким явлением. Основной принцип этого направления совпадает с задачами реалистического движения в английской, русской, французской литературах. Основным объектом изображения в произведениях поэтического реализма является современная действительность в ее причинно-следственных отношениях. Особое значение приобретает национальная, социальная, историческая детерминированность судеб и характеров, а также внимание к деталям.
Поэтический реализм наиболее ярко проявляется себя в романе воспитания, а также в рассказе, новелле, повести. Важнейшим элементом мировоззрения становится юмор, который, как и сентиментальность, элегическая тональность в прозе этого направления является формой негативного отношения к действительности, находящего выражение во внутреннем примирении, в отказе от противостояния и противодействия жизни.