Иррационализм – это философские учения и концепции, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают роль разума в постижении мира, предполагают существование областей миропонимания, недоступных разуму.
Искусство и общество в романе «Луна и грош»
Роман С. Моэма «Луна и грош» вышел в 1919 году и имел большой успех. Эта популярность обусловлена тем, что роман безжалостно бичует пороки и бытовые предрассудки респектабельного британского общества.
Единой нитью через произведения Моэма проходит концепция, что жизнь – это театр, в котором люди играют разные роли. А человечество разыгрывает в этом театре великую комедию. Все общество, которое окружает Чарлза Стрикленда, главного героя романа «Луна и грош», самым деятельным образом замешано в этой комедии. Чарлз Стрикленд до определенного момента подчиняется условностям светского общества. Он семнадцать лет играет роль заботливого отца и порядочного супруга. Стрикленд скучен, замкнут, неинтересен окружающим. Его жизнь однообразна и протекает между биржей, где Чарлз работает маклером, и домом. Но в душе героя разрастается тяга к искусству, к живописи. Эта тяга, вначале слабая, постепенно перерастает в страсть, с которой невозможно справиться. Стрикленду открылось что-то такое, что перевернуло его сознание, освободило от человеческих понятий, предрассудков и представлений. Все моральные ограничения враз потеряли над ним власть. В пустую условность превратилось все, чем он когда-то дорожил. Отныне Стрикленд убежден, что материальное не властно над духовным. И как нельзя снять с неба луну, так невозможно художника подчинить законам общества.
Но художник художнику рознь. И одно дело бездарность, но преуспевающая бездарность вроде Дирка Стрёва, который на потребу толпе рисует пошлые картинки, и совершенно другое – одержимый Чарлз Стрикленд, которого не интересует мнение окружающих. Его мало заботит судьба написанных им картин. Законченная картина перестает его интересовать, Стрикленду важен сам процесс творчества, а не результат. Такого же мнения придерживается и рассказчик, который тоже занимается творчеством. По его мнению, писатель должен искать удовлетворения только в самой работе, оставаясь равнодушным к хвале и хуле, к успеху и провалу.
Творческая сила, накопившаяся за годы, распирала Чарлза Стрикленда, он жаждал освободиться от нее. Он не слушает доводов и не реагирует на каверзные вопросы. Ему совершенно неважно, есть талант у него или нет, будут ли его картины пользоваться успехом или нет.
При схожести характеров, рассказчик отличается от Стрикленда своим отношением к судьбе произведений и отношением к обществу. Он признается, что не смог бы создавать произведения на необитаемом обществе, зная, что его сочинение не будет прочитано ни одним человеком. Стрикленду это безразлично. Чарлз совершенно равнодушен к успеху, славе, достатку, ко всем достижениям цивилизации. Единственная мечта Стрикленда – оказаться на острове, вдали от цивилизации, и там, сред первобытной природы полностью реализовать свои творческие возможности.
Стрикленду ненавистна плоть и ее потребности, которые отрывают сознание от духовного, приземляют его мысль. Он живет, автоматически удовлетворяя потребности тела в сне и пище. Стрикленд не замечает, во что одевается, на чем спит, сидит, что он есть.
Рассказчик постоянно заостряет свое внимание на иррациональном, неземном характере творческой страсти Стрикленда, которая граничит с божественным озарением. И этим Стрикленд отличается от других художников: он творит не для людей, а ради удовлетворения инстинкта красоты. Поэтому его не понимают и не признаю, поэтому его картины не пользуются успехом. Истинная красота – это явление неземного порядка, куда сумел проникнуть творческим взглядом настоящий творец. Истинная красота живет независимо от чужого мнения и признания. Именно так говорит об этом Дирк Стрёв, плохой художник, но тонкий ценитель искусства.
Дирк чуть-ли не единственный человек, который сразу увидел в Стрикленде гения. В талант Чарлза поверил и рассказчик – об этом свидетельствует его неоднократное желание приобрести картины Стрикленда. Он ужасается некоторым поступкам Чарлза, пытается заставить себя его ненавидеть, но каждый раз сдается, покоренный его остроумием, и продолжает поддерживать с ним отношения. Рассказчик, как настоящий писатель, не осуждает Стрикленда, а изучает его как редкий экземпляр, пытается докопаться до природы его поступков, которые с точки зрения общепринятых представлений, чудовищны.
Мир художника в романе Моэма
В образе Стрикленда С. Моэм отразил черты ницшеанства. Традиция изображения таких героев, нигилистов-одиночек, вступающих в конфликт с обществом, идет от Байрона.
Такой образ в русской литературе представлен Печориным, Онегиным, Базаровым и т.д. В американской литературе ярким примером такого образа является Мартин Иден.
Герой Моэма чужд не только обществу, но и самой географической местности. Его не удовлетворяет жизнь в Англии, но и в Париже он не находит успокоения. Стрикленда тянет куда-то, в места, далекие от цивилизации. Он чувствует, что именно там его настоящая родина. Когда-то в прошлом воплощении он уже там жил, и в его сознании сохранились смутные отголоски той жизни. Этому неосознанному чувству утраченной родины подобно и чувство недосягаемого идеала, которое Стрикленд пытается воплотить в своем творчестве. Он словно поставил перед собой задачу найти первооснову мира, «совместить луну и грош».
По Моэму, мир художника включает в себя такие составляющие:
- Эволюция взглядов художника, его души, художественных образов;
- Инаковость художника;
- Чередование периодов спокойствия с бурными периодами;
- Борьба гениальности и человеческой сущности;
- Небытовая, неземная, высокая цель художника;
- Искусство для себя;
- Ахрония мира художника;
- Посягательство на вечное.
Рассказчик, посмотрев картины Стрикленда, сказал, что художник стремится выразить то, что невозможно выразить средствами живописи. Он словно пытается вновь создать мир из хаоса, но обстановка Парижа, делового, шумного, погрязшего в пороках, не подходит для этого. И Стрикленд стремится на юг, на зеленый остров посреди океана. Вся предшествующая жизнь героя – путь к этому острову, а все предыдущее творчество – эскизы к главной картине, которую он нарисовал на стенах таитянской хижины.