Женская проза – это произведения, описывающие мир и социальный опыт глазами женщин.
Подходы к изучению женской литературы
Женская литература – далеко не бесспорный факт. Есть множество мнений по повод того, следует ли выделять в самостоятельную область тексты, написанные женщинами. Так, многие «мужские умы» способность женщин к творчеству оценивали весьма скептически. Например, Ф. Ницше считал, что писательница – это «неудовлетворенная, беспокойная бабенка с бесплодным сердцем и бесплодным чревом». В начале 20 века О. Вейнингер говорил, что у женщин нет ни интеллекта, ни души, ни нравственного чувства. И такое мнение вряд ли возможно списать на время – слова О. Вейнингера практически дословно повторяют некоторые современные критики.
Таким образом, сформировалось две противоположные точки зрении. Согласно первой, женскую прозу нельзя называть литературой, а женские имена в истории мировой литературы – это исключения, которые только подтверждают правило. Согласно второй точке зрения, именно женская литература имеет больше оснований называться «настоящей», так как психическая организация женщин отличается пластичностью, ненасильственностью, поливалентностью, а это самые «писательские» качества. Ю. Кристевой, Э. Сикс, Л. Иригарэй считают, что «литература женского рода».
Но по мере удаления от этих противоположных точек зрения возникает еще одна: прозу нельзя делить на женскую и мужскую, проза может быть только хорошей и не очень. Поэтому само понятие «женская проза» - избыточно, не значимо.
Серьезные исследования российской женской прозы появились сравнительно недавно. Предшествовало этому появление в 80-90-е гг. 20 века женской прозы как массового явления. Конечно, отдельные произведения женщин-писательниц выходили в свет и в 18 в., и в 19 в. Но именно конец 1980-х гг. характеризуется появлением серии различных сборников женской прозы, например:
- «Чистенькая жизнь»,
- «Женская логика»,
- «Не помнящая зла» и т.д.
В этот период вышло девять сборников, что позволило исследователям заявить о необходимости изучения произведений современных писательниц как проявления «гендерномотивированного женского коллективного сознания». А литературное явление при этом предстает в виде проекции коллективного культурного психотворчества. Для осмысления явления женской прозы в середине 1990-х годов в литературоведении начинает использоваться понятие «гендер».
«Гендер» – это социальный пол, в отличие от биологического пола. Он означает отрицание биологического детерминизма, который следует из понятия «пол». Термин был впервые использован американскими феминистками, которые настаивали на социальной обусловленности различий между полами.
По мнению писательницы и критика О. Славниковой, расцвет женской прозы в России свидетельствует о том, что в нашей стране литература была, есть, и будет развиваться дальше.
Среди российских женщин-прозаиков выделяются: Л. Петрушевская, В. Нарбикова, Т. Толстая, М. Палей, С. Василенко, Л. Улицкая, Н. Горланова, М. Вишневецкая, И. Полянская, О. Славникова, А. Гостева, М. Рыбакова, А. Матвеева.
Этапы изучения женской прозы
Осмысление явления женской прозы происходит по нескольким направлениям. В первую очередь, это литературная критика. А. Абашева, Т. Морозова, И. Слюсарева. П. Басинский и О. Дарк в своих статьях поднимают вопрос о феномене женской прозы. Литературные критики-мужчины, которые пишут в традиционных издания, менее уважительно и сочувственно относятся к женской прозе, чем критики литературных интернет-сайтов (М. Фрай, В. Курицын, Д. Давыдов).
Второе направление – автолитературоведение женщин-писательниц, которые исследуют явление женской прозы. Это направление представлено статьями С. Василенко, М. Арбатовой, Н. Габриэлян, О. Славниковой. В своей концептуальной работе Н. Габриэлян «Ева – это значит “жизнь”» поднимает проблему пространства в женской прозе и выходит за рамки писательской рефлексии. На сегодняшний день эта работа является одним из самых глубоких исследований феномена женской прозы.
В отечественном литературоведении собственно научных работ, посвященных современной женской прозе, практически нет (за исключением исследований творчества той или иной писательницы). Но в то же время создается база для появления таких исследований. Если в сборнике статей «Феминизм. Восток. Запад. Россия», вышедшем в 1993 году, не было ни одной статьи, посвященной женской прозе, то в сборнике «Пол. Гендер. Культура» 1999 г. анализируется литература, созданная женщинами-писательницами. Эти работы помогают выработать методологическую основу исследования феномена женской прозы. Статья М. Рюткенен «Гендер и литература: проблема ”женского письма” и “женского чтения”» помогает вписать женскую прозу в контекст феминистского литературоведения.
Следующим направлением изучения женской прозы, свидетельствующим о том, что это явление уже отложилось в общественном сознании, является появление в учебной и словарно-справочной литературе информации о современных женщинах-писательницах. В библиографическом словаре «Русские писатели. 20 век» есть статьи о Т. Толстой, Л. Петрушевской, В. Токаревой. В пособии К.Д. Гордович для гуманитарных вузов «История отечественной литературы 20 века» есть раздел «Женская проза», где автор пытается обозначить категорию «женская проза» и проанализировать некоторые произведения В, Токаревой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой, Г. Щербаковой, М. Палей.
Авторы нового учебника «Современная русская литература» женскую прозу не выделяют в отдельный раздел, но дают ее глубокий анализ, персонально исследуя творчество Т. Толстой и Л. Петрушевской.
Специфические черты женской прозы были изначально выделены в творчестве зарубежных женщин-писательниц. Исследования специфики русской женской прозы появились гораздо позже. Специфическими особенностями классической женской прозы являются:
- высокий психологизм мировосприятия, наличие в этом восприятии контраста: ранимость и уникальная решительность в критический момент;
- интуитивность путей разрешения жизненных ситуаций;
- попытка передать взаимообусловленность отношений женщины и мужчины.