Собор Парижской Богоматери – это католический храм в Париже, один из символов столицы Франции.
История создания, жанр, направление романа
«Собор Парижской Богоматери» - это первый исторический роман на французском языке.
Замысел этого произведения возник у В. Гюго еще в 1820-х годах. Роман был издан в марте 1831 года.
Произведение стало ответом на духовный кризис, который переживала Франция в начале 19 века. французское общество после череды кровавых войн и нескольких революций становилось все разобщеннее. Люди становились равнодушными к тому, что не несет какой-либо выгоды. Собор Парижской Богоматери, который еще со времен падения империи пребывал в плачевом состоянии и был под угрозой сноса, в глазах писателя стал олицетворением потерянного французского народа.
Гюго, стремясь не только привлечь внимание к проблеме собора, но и пробудить в людях национальную гордость и интерес к истории, в 1828 году начал писать роман.
Примечательно, что после выхода произведения во Франции, а затем и во всей Европе возникло движение, выступающее за сохранение памятников архитектуры.
Роман Гюго сочетает в себе несколько литературных направлений:
- Сентиментализм;
- Романтизм;
- Реализм.
От сентиментализма в романе – идеализированный образ героини. От романтизма – титанические образы главных героев, возвышающихся за счет моральных качеств над остальным порочным обществом. Реализм привнес долю неоднозначности, а также глубоко проработанные образы персонажей, в которых сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. Кроме того, натуралистичность и суровость мира, изображенного в романе, характерны для реализма.
Что касается жанровой принадлежности, «Собор Парижской Богоматери» является историческим романом. Повествование охватывает длительный временной промежуток и включает в себя большое количество персонажей и значимых событий.
Конфликт, композиция, сюжет произведения
Гюго постоянно переключает внимание читателя с одного героя на другого, что позволяет не только лучше понять персонажей, их мотивацию и душевное состояние, но и дает возможность посмотреть на французское общество с разных сторон.
В романе два основных конфликта. В любовном четырехугольнике между Эсмеральдой, Квазимодо, Клодом и Фебом писатель демонстрирует темные и светлые стороны души человека, показывает глубокие чувства и низкую, примитивную похоть. При этом герои сами являются частью второго конфликта, который нарастает внутри французского общества.
Действие произведения разворачивается в 1482 году в Париже, во время празднования «Дня шутов» и помолвки королевских особ. За событиями читатель наблюдает глазами Пьера Гренугара, молодого драматурга. Автор практически сразу представляет всех героев своего произведения:
- Звонаря Квазимодо, уродливого горбуна;
- Клода Фролло, строгого архидиакона;
- Эсмеральду, обворожительную цыганскую танцовщицу;
- Феба де Шатопера, капитана королевских стрелков.
Тематика и проблематика романа
Тематика романа Гюго масштабна. Одной из главных тем произведения является любовь. По мнению Гюго, любовь – это огромная сила, способная пробудить в человеке нечто потаенное, новое. Влюбленный человек способен на многое – на хорошие поступки, и на самые гнусные преступления.
Еще одна тема романа – красота. По мнению писателя, внешняя красота может быть обманчивой, истинное нутро человека определяют только его поступки. В романе уродливый горбун Квазимодо оказался самым чистым и добрым персонажем, а внешне красивый Феб – пустышкой, не стоящей ничего.
На примере Клода Фролло Гюго показывает, что вера – это ширма, с помощью которой человек отгораживается от самого себя, не желая видеть свои недостатки. Однако в итоге человеческая природа берет свое, проявляясь порой в страшных формах.
Быт и нравы Парижа – еще одна тема романа «Собор Парижской Богоматери». Жизнь парижан полна противоречий. Гюго весьма натуралистично изображает народные массы. Они поначалу отталкивают читателя своей ограниченностью, необразованностью и грубостью, но постепенно автор открывает и положительные черты народа, способного на сочувствие и подвиг во имя справедливости.
Граждане Парижа находятся по гнетом господствующих элит, однако они жаждут свободы. наконец, в день шутов толпа сбрасывает маску лицемерия и показывает свое отношение к хозяевам, сметая традиции и приличия. Гнев толпы разрушителен, но ее требования справедливы.
Гюго в своем романе поднимает тему национального самосознания. Французы переживают переходный период от абсолютного рабства к первым проявлениям самосознания. А неприступный собор становится символом их гнета.
Проблематика романа:
- Безнравственность;
- Проблема борьбы добра и зла;
- Нищета;
- Неравенство;
- Предубеждение.
Главная мысль романа Гюго не столько в историческом контексте, сколько в параллели между настоящим Франции и ее прошлым. Под видом средневекового города писатель показывает читателю свою страну – разоренную, слабую, униженную. Гюго проводит параллель между Францией эпохи средневековья и Францией 19 века, надеясь в то, что опустившийся на страну мрак средневековой тирании будет рассеян простым народом, который поднимается на борьбу за свою свободу.
Характеристика героев романа
Эсмеральда – дитя улиц, не подозревающее о своей привлекательности. Она выступает перед Собором со своей козочкой. Все вокруг, от уличных воров до священника Собора, отдают ей свои сердца. Эсмеральда отдает предпочтение благородному, блестящему шевалье Фебу.
Единственной положительной четой Феба оказывается его внешняя красота. Лживый соблазнитель, любитель выпивки, трус, Феб - герой лишь перед слабыми, а на деле – пустышка.
Пьер Гренгуар – молодой поэт, который в силу обстоятельств был вынужден окунуться в гущу уличной парижский жизни. Гренгуар схож с Фебом в том, что его чувства к цыганке – всего лишь физическое влечение. Но Гренгуар не способен на подлость, он любит в Эсмеральде и человека, и друга.
Квазимодо – горбун, которого когда-то подобрал Клод Фролло. Внешне уродливый горбун обладает чистой, невинной душой, способен на сильное чувство. Он готов любить Эсмеральду втайне ото всех и даже готов отдать девушку сопернику, лишь бы она была счастлива.
Архидиакон Клод Фролло испытывает к Эсмеральде сложные чувства. Любовь для него – трагедия, так как для него как для священника – это запретная страсть. Он то молит Эсмеральду о любви, то отталкивает, то набрасывается на нее, то спасает. В результате, Фролло сам же вручает Эсмеральду палачу.
Наряду с людьми подлинным героем романа является собор. Это основное место событий, безмолвный свидетель драм, жизни, смерти, любви главных героев. Это место, которое на фоне быстротечности жизни человека остается таким же непоколебимым и неподвижным.