Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семиотические системы в литературе

Определение 1

Семиотика – это наука о знаках и языках.

Семиотика занимается изучением знаков и знаковых систем в качестве инструмента создания, хранения, передачи информации – в качестве медиума, который связывает сознание, язык и реальность в единую цепь. Семиотика является одной из самых специфических междисциплинарных областей. Особенность этой науки проистекает из онтологически неопределенного предмета исследования. Предметом семиотики являются знаки и знаковые системы, которые выполняют функцию посредника между человеком и миром.

Литература как семиотическая система

Среди других видов искусства литература выделяется тем, что она использует уже готовую, вполне сложившуюся и наиболее совершенную семиотическую систему – естественный человеческий язык. Но литература использует возможности этого первичного языка только для того, чтобы создавать тексты, которые принадлежат вторичной знаковой системе. Смыслы и значения речевых знаков в художественных системах оказываются именами других знаков – металингвистических, сверхречевых, которые обращены к внутреннему слуху, зрению и речи читателя. В этом случае художественной значимостью обладают не сами слова и синтаксические конструкции, а их внутритекстовые функции:

  1. Кто говорит?
  2. Что говорит?
  3. Как говорит?
  4. О чем говорит?
  5. Кому адресовано сообщение?
  6. В какой ситуации говорит?

Слово художественного текста не соотносится непосредственно с личностью автора. В произведениях литературы высказываются или альтернативные писателю фигуры – персонажи произведения, или его заместители – повествователи, лирические субъекты, хроникеры, рассказчики. И те, и другие в результате имеют статус литературных героев. И даже в самой интимной автобиографической лирике автор – это не тот, кто говорит, а тот, кто слышит говорящего, понимает его и оценивает как «другого».

Замечание 1

По мысли М. М. Бахтина, фигура действительного автора «облекается в молчание», а литература – это искусство «непрямого говорения».

Создатель художественного мира – это субъект эстетических переживаний. Он обращается к читателю не на житейски практическом языке слов, а на художественном (вторичном) языке. В связи с этим ему принадлежит целое текста, скомпонованное из «говорений» вымышленных субъектов речи: «своих других» или «чужих».

«Семиотические системы в литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Писатель «от себя» высказывается только в текстах, не обладающих художественными особенностями. В некоторых случаях писатель и в художественном тексте может говорить от «своего я». Но художественная ткань текста в таких случаях разрывается публицистической либо иной вставкой, где речевым конструкциям и словам возвращается их первичная природа.

Художественные тексты обращены к сознанию читателя не прямо, как в нехудожественной речи, а посредством внутреннего слуха, внутреннего зрения и протекает в формах внутренней речи. подобное взаимодействие организовано семиотической деятельностью автора, который из первичных высказываний выстраивает высказывание вторичное. Для того, чтобы совокупность знаков стала текстом необходимо наличие нескольких основополагающих моментов:

  1. Манифестированности. Это знаковый материал, который отличает тексты от картин воображения.
  2. Внутренней структурности. Этим текст отличается от случайного набора знаков.
  3. Пространтсвенной (рампа, рамка) или временной отграниченностью. Это отличает тексты от безграничных знаковых комплексов, какими являются языки.

Синтагматичность и парадигматичность знаков

Любой знак, в том числе и таким специфические семиотические образования, которыми пользуется искусство, кроме семантичности обладает следующими важными структурообразующими свойствами: парадигматичность и синтагматичностью.

Определение 2

Семантичность – это способность знака соотноситься с замещаемой реальностью.

Определение 3

Синтагматичность – это способность знака к конструктивному соединению с другими знаками, что обеспечивает возникновение текста.

Определение 4

Парадигматичность – это способность знака к избирательному разграничению с другими знаками. Это обеспечивает возникновение смысла в тексте.

Синтагматичность делает семиотическую единицу элементом текста, парадигматичность – элементом языка. Речевое высказывание мы понимаем, соотнося синтагматическую совокупность знаков с парадигматической совокупностью знаков, то есть текст с языком, который нам известен заранее. Но в случае художественного произведения дело обстоит по-другому. Высказывание здесь предшествует языку, и это составляет семиотическую специфику искусства как особой знаковой деятельности. И эта специфика художественных высказываний при восприятии литературного произведения может быть утрачена, так как национальный язык текста читателю обычно известен. Но не художественный. Например, в повести Гоголя «Нос» существенным знаком содержания выступает сам факт исчезновения носа у героя. Мотив пропажи носа – это знак, но знак чего? Такого языка, в словаре которого есть определенное значение такому изменению облика, не существует. Семиотическое своеобразие искусства приводит к тому, что текст, взятый во всей полноте, становится подобен археографическому открытию – тексту на несохранившемся языке. и чтобы расшифровать такой текст, следует его реконструировать на утраченный язык. Аналогичная задача стоит и перед аналитиком художественного текста. Попыткой такой реконструкции является и любое читательское понимание художественного произведения. Чтение незаметно для читателя превращается в «урок языка», а каждое его прочтение как очередное высказывание на этом языке. В этом отношении литературовед оказывается в роли «профессионального читателя», понимающего, чем является событие чтения.

Конечно, абсолютно уникальный текст невозможен в принципе, так как такое новообразование не будет восприниматься в качестве текста. поэтому многие моменты художественных языков являются интертекстуальными – они встречаются в широком круге других произведений. Но и в естественных языках немало интернационального – заимствованного из других языков, унаследованного от праязыка.

Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot