Новокрестьянские поэты – это условное собирательное название группы поэтов Серебряного века, имеющих крестьянское происхождение. Традиционно к ним относят Сергея Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова.
Образ в стихах Есенина
Сергей Есенин в предисловии к своему собранию сочинений в 1924 году говорит о том, что все его творчество – это плод его индивидуальных умонастроений и чувств. В стихах читатель в первую очередь должен обращать внимание на лирическое чувствование, на образность, которая стала указателем пути многим молодым беллетристам и поэтам, отмечает Есенин. Образ, по его мнению, не был выдуман им, он существовал всегда и был основой русского «духа и глаза». Но Есенин подчеркивает, что именно он первым развил образ и положил его в основу своих произведений. «Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства».
Следует заметить, что Есенин говорит не о разных образах, а о целостном, едином образе, являющемся основой русского духа и оказывающемся «основным камнем» в стихах. Здесь поэт в одном ряду перечисляет духовное и материальное. Филолог К. В. Мочульский заметил, что все стихи Есенина – это песни одной большой поэмы, а отдельные сборники являются ее главами.
Сборники стихов Сергея Есенина:
- «Радуница»
- «Преображение»
- «Голубень»
- «Трехрядница»
- «Инония».
Мочульский пишет: «замысел могучий, план простой, тема – едина». Причем общего построения, как заметил филолог, не изменяют даже годы, разделяющие циклы стихотворений.
Стихотворение, написанное Сергеем Есениным в 1919 году, является лирическим изложением похожих идей:
Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
Первые два стиха этого произведения звучат, можно сказать, по-блоковски. Поэт здесь намекает на иной мир, куда стремится душа (небеса, нездешние нивы). Однако дальнейшая композиция стихотворения строится уже на изображении этого мира, но в совершенно отличном от акмеистской предметности духе. То есть Есенин вещи не называет, как, например, Гумилев, Ахматова или Мандельштам, он их метафорически преобразует, словно раскрашивает, тем самым создает яркую, живописную, праздничную картину, даже если о другом говорят отдельно взятые эпитеты.
Поэт в этом стихотворении листья сравнивает с зеленым огнем, сучья он окрашивает в золотой цвет, и они напоминают ему свечи. Луна и комета отражаются в воде, а слова поэт сравнивает со звездами. Глаза, прорастающие в глубину, видят одновременно и настоящее, и прошлое, огромный мир и мельчайшие детали. В стихотворении Есенина образные детали не просто складываются в непротиворечивый пейзаж, картину, они объединяются особым, волшебным зрением лирического героя, его чувством.
Метафора в творчестве Есенина
Метод ранней лирики Есенина К. В. Мочульский называет «зоологическим претворением мира». Филолог точно объясняет его своеобразие и истоки и отмечает, что метафора – излюбленный, а возможно, единственный прием, которым пользуется Есенин. Поэт словно специализируется на нем. Есенин отличается богатым словесным воображением, он любит эффекты, неожиданные трюки и сопоставления. В мифологии первобытного народа должен отображаться его быт.
«Скотовод воспринимает мироздание сквозь свое стадо. У Есенина это проведено систематически» - пишет К. В. Мочульский.
Не всегда метафора Есенина наглядна, однако она всегда имеет эмоциональное обоснование. В этом смысле она органична. Например, поэт с чем только не сравнивает, каким только метафорическим образом не преображает свой любимый образ луны. Для этого слова у Есенина существует множество метафор:
- «Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани»
- «Месяц, всадник унылый, / Уронил повода» и т.д.
Поэт сравнивает его и с кудрявым ягненком, и с желтым медведем, и с утопленным щенком, и с золотой лягушкой, и с золотым бугром, и с маятником, и с кувшином, которым можно зачерпнуть «молоко берез».
Основанием для сравнения месяца, бегущего по небу, с жеребенком или же его отражения на воде с лягушкой понятны – это простая метафора. Однако эта метафора, однажды появившись в художественном мире Есенина, продолжает развиваться уже по своим законам, она многократно преобразуется, изменяется, теряет свою непосредственную наглядность, но при это сохраняет смысловую связь с первоначальным сравнением.
У Есенина много подобных зоологических сравнений. Например, осень поэт сравнивает с рыжей кобылой, которая чешет гриву; ветер он сравнивает с ласковым осленком, а тучи напоминают ему сто кобыл. «Небо словно вымя, / Звезды как сосцы».
Вселенная Сергея Есенина – это разросшийся до огромных, практически космических масштабов, крестьянский двор. Он изображает свою Вселенную в резких, ярких тонах, которые напоминают о русской иконописи (синий, голубой, золотой).
Однако поэт с небес постоянно возвращается к подробностям земной, крестьянской жизни – от щенка-месяца он возвращается к щенкам обыкновенным, а из мира-храма поэт возвращается в обыкновенный деревенский дом.
При этом Сергей Есенин всегда помнит, что в своих стихотворениях он живописует именно русский мир. В его произведениях слово «Русь» повторяется так же часто, как и слово «месяц». Уже в стихотворениях раннего периода творчества образ есенинской России весьма противоречив. Поэт говорит о том, что она прекрасна, но бедна, что она разбойна и при этом богомольна, кротко-печальна и одновременно разгульно-весела. Однако отношение Есенина к Родине остается неизменной. Свою любовь к родине поэт выражает простыми словами:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Поэт всегда подчеркивал, что основное в его творчестве – это чувство Родины, она для него все что он видит, что чувствует и что его окружает, и потому часто бывает сложно отделить эту тему от других. Поэт не представляет себя без родины. Всем известно о том, что Есенин путешествовал по Европе и Америке. И даже в такое время, когда в России была разруха и положение страны было далеко не лучшим, поэт всей душой стремился обратно. Он каждый день писал домой и находил в этом отдушину. «…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…» - в этих словах все отношение поэта к своей родной стране, к своей «Златой Руси».