Классицизм – это художественное направление, в основе которого лежит признание античного искусства как высшего образца, идеала, а античных произведений – как художественной нормы.
Детство и юность А. Фета
Русский поэт А. Фет родился в 1820 году в деревне Новоселки Орловской губернии. Будущий поэт до 14 лет носил фамилию своего отца Афанасия Шеншина, богатого помещика. Позже выяснилось, что брак А. Шеншина с Шарлоттой Фет в России был незаконным, так как они обвенчались рослее рождения сына, а это категорически не принималось православной церковью. Потому А. Фет был лишен привилегий потомственного дворянина. Тогда он стал носить фамилию Иоганна Фета, первого мужа своей матери.
Будущий поэт получал домашнее образование. Грамоту и азбуку в основном ему преподавали не профессиональные учителя, а повара, камердинеры, семинаристы, дворовые. Фет больше всего знаний впитал из крестьянского уклада, окружающей природы, сельского быта. Будущий поэт очень любил общаться с горничными, которые рассказывали ему предания и сказки, делились с ним новостями.
В 14 лет Фета отправили в немецкую школу-пансионат Крюммера, которая располагалась в эстонском городе Выру. Здесь Фет открыл для себя творчество А. С. Пушкина.
В 1837 году А. Фет приехал в Москву и продолжил обучение в пансионе Михаила Погодина, профессора всеобщей истории.
Через год А. Фет поступил в Московский университет на юридический факультет, но в скором времени перевелся на историко-филологический. Фет с первого курса стал писать стихи, которые очень заинтересовали однокурсников. Стихи Фета увидел профессор Погодин и показал их Н. В. Гоголю. Классик, прочитав творения Фета, сказал: «Это несомненное дарование». Произведения Фета одобряли и его друзья – поэт Аполлон Григорьев и переводчик Иринарх Введенский.
Григорьев поддерживал Фета и в творчестве, и в жизни, а дом Григорьевых поэт называл «колыбелью моего умственного я».
В 1840 году вышел сборник стихотворений Фета «Лирический пантеон», который был опубликован под инициалами «А. Ф.». в сборник вошли элегии, баллады, эпитафии, идиллии. Критики, в частности В. Белинский, П. Кудрявцев, поэт Е. Баратынский положительно отзывались о сборнике. Стихи Фета стали регулярно публиковаться в журнале «Москвитянин» Погодина и в «Отечественных записках».
А. Фета не оставляла мысль вернуть дворянский титул. Поэт решил поступить на военную службу, так как офицерский чин давал право на потомственное дворянство.
Жизнь и творчество Фета в 1850-1870 гг.
В 1850 году вышел второй сборник А. Фета. Этот сборник также заслужил хорошие отзывы критиков. К этому времени поэт уже получил чин поручика и был расквартирован ближе к столице.
В 1854 году в Санкт-Петербурге Фет вошел в литературный круг «Современника». Здесь он познакомился с И. Гончаровым, Н. Некрасовым, И. Тургеневым, В. Боткиным, А. Дружининым. В скором времени произведения поэта стали публиковаться в «Современнике».
Второй сборник стихов Фета под надзором Тургенева был тщательно переработан и опубликован в 1856 году. Фет хоть и принял исправления Тургенева, позже признавался, что новое издание сборника вышло «настолько же очищенным, насколько и изувеченным».
Поэт, воодушевленный успехом, начал писать в других жанрах:
- Поэма;
- Художественная проза;
- Повести в стихах;
- Критические статьи;
- Путевые очерки.
Кроме этого, он переводил произведения И. Гете, Г. Гейне, А. Мицкевича, А. Шенье и т.д.
В 1857 году А. Фет женился на Марии, младшей сестре В. Боткина. Через год в чине гвардейского штабс-ротмистра он вышел в отставку. Добиться дворянства поэту так и не удалось.
Супруги поселились в Москве, а в 1860 году переехали в имение Степановка Мценского уезда Орловской губернии.
Здесь поэт посвятил себя домашнему хозяйству и сельским заботам, проектировал конный завод, выращивал зерновые культуры, держал овец, коров, птицу, занимался разведением рыбы, пчеловодством. Степановка стала образцовой усадьбой – показатели урожаев с полей Фета поднимали статистику всей губернии, а яблочную пастилу доставляли прямо ко двору императора.
В 1863 году вышла еще одна книга стихотворений Фета. Одни критики с восторгом встретили новый двухтомник поэта, отмечая его «прекрасный лирический талант». Другие же обрушились с резкой критикой и пародиями. Поэта обвиняли в том, что он оказался «помещиком-крепостником», скрывающимся за маской поэта-лирика.
Произведения А. Фета регулярно печатались в журналах «Литературная библиотека», «Русский вестник», «Заря». В этих изданиях выходили его очерки о пореформенном состоянии сельского хозяйства. Они публиковались под редакционными названиями:
- «Из деревни»;
- «Записки о вольнонаемном труде»;
- «По вопросу о найме рабочих».
В 1867 году Фета избрали мировым судьей. Во многом это повлияло на то, что через 10 лет за Фетом по императорскому указу утвердили фамилию Шеншин и вернули ему дворянский титул. Однако свои произведения поэт продолжал подписывать фамилией Фет.
Зрелые годы
В 1877 году поэт продал имение и купил дом в Москве и старинное имение Воробьевку в Курской губернии. Несмотря на то, что на Фета легло много новых забот, литературу он не забросил. В 1883 году, после двадцатилетнего перерыва, вышла новая книга стихов Фета «Вечерние огни». К этому времени поэт уже смирился с тем, что его стихи «для немногих».
В последние годы жизни поэт получил общественное призвание. Он стал первым лауреатом Пушкинской премии Императорской Академии наук в 1884 году. В 1886 году Фет был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук. А в 1888 году поэт был лично представлен императору и получил придворное звание камергера.
Еще в Степановке поэт начал работать над книгой «Мои воспоминания». В ней он рассказывал о помещичьем быте. Книга была опубликована в 1890 году.
3 декабря 1892 года поэт попросил жену позвать врача. Писатель умер от сердечного приступа, однако известно, что он сначала предпринял попытку самоубийства.
В 1893 году, уже после смерти Фета, вышел в свет его последний том его мемуаров «Ранние годы моей жизни». Не успел поэт выпустить и последний цикл стихотворений «Вечерние огни».