Тип – это персонаж «особого рода», который представляет собой готовую, объективированную автором «сверхиндивидуальную» внешнюю форму человека, тесно связанную с предметным окружением и включающую в себя усвоенный, непроизвольно заимствованный устойчивый принцип поведения.
Роль женских образов в произведениях Н. Тэффи
Надежду Тэффи называют преемницей А.П. Чехова в жанре юмористического рассказа. Писательница в живой и юмористической манере обрисовывает широкую панораму разных типов личностей и характеров. Хорошо разбираясь в человеческой натуре, Тэффи выразительно изображает женщин и мужчин. Особое внимание Надежда Александровна уделяет женским образам. Она великолепно разбирается в женской природе и в образах своих героинь воплощает особенности целой эпохи. Они наталкивают читателя на глубокие размышления о причинах того, что происходит в обществе, добавляют красок.
Одной из основных функций женских образов в рассказах Надежды Тэффи является формирование представления об определенных социально-психологических и общественных типах.
Писательница для создания комического эффекта использует просторечия. Характер героинь раскрывается с помощью монологов и диалогов, часто лирических. Также важную роль играет портретная характеристика и «стреляющая деталь».
Для создания юмористического эффекта Тэффи использует комизм положений и комизм характеров.
Женские образы помогают Надежде Александровне показать реальную картину жизни и реальную ситуацию, которой герою не чуждо ни что человеческое.
Типы женских образов в рассказах Тэффи
В произведениях Тэффи представлены различные типы женских образов. Тэффи описывает и представляет на суд читателя образы женщин разного социального положения, возраста, характера. Ее героинями являются гувернантки, кухарки, няньки, актрисы, гимназистки, продавщицы, матери, жены, сестры – все, кого она иронично называет «прозой жизни».
Прежде всего, у писательницы представлено большое количество старух, часто отличающихся скверным характером. Именно такой является ворчливая Агафья из рассказа «Веселая вечеринка». Надежда Александровна не описывает внешность Агафьи, но авторские ремарки делают многое понятным («заспанная и сердитая Агафья», «ворчит мать, гремя посудой»). Главным героем этого рассказа является сын Агафьи, оказавшийся в центре комической ситуации, однако именно благодаря образу старухи образ непутевого сына получился более рельефным и приобрел дополнительное значение. Точно неизвестно, писательница намеренно выбрала для героини это имя или случайно.
В переводе с греческого Агафья означает «добрая», «хорошая». Кроме того, известен святой Агафий, защищающий людей от извержения Этны, то есть от огня, ада.
Героиня рассказа защищает своего сына от гнева господ и любопытства бабы-сплетницы. Но с другой стороны, противоречие между значением имени героини и ее ворчливым характером вызывает у читателя улыбку.
В рассказе «Покаянное» писательница создает собирательный образ старой няньки. Тэффи описывает ее как ворчливую, недалекую личность. Еще одной чертой характера такой героини является любовь к сплетням, злословию и скверный характер. Героиня рассказа «Покаянное», старая нянька, живет в генеральской семье. Женщина пришла с исповеди в Страстную пятницу, и не замечая сама того, начала грешить: отчитала горничную, обижается на хозяев. Писательница с иронией показывает, как исповедавшаяся старуха не очистилась душой, наоборот, один за другим совершает смертный грехи: осуждает, злословит, завидует и т.д. Невозможно исправить скверный характер одним лишь покаянием.
Портретную галерею женских образов в рассказах Тэффи продолжают актрисы. Чаще всего, это недалекие, глупые барышни, которые заботятся лишь о своей внешности. На сцене и в жизни они играют роль роковых красавиц, и не способны на настоящие, искренние чувства. Писательница не скрывает своего ироничного отношения к этому типу. Так, в рассказе «Брошечка» семейная пара Шариковых поссорилась из-за актрисы Крутомирской, которая настолько глупа, что не могла отличить мужского голоса от женского. Однажды она позвонила Шарикову по телефону и, не разобравшись, что трубку взяла его жена, стала говорить о его ласках. «Барышню от искусства» характеризуют говорящая фамилия, «высокий слог» и манера поведения.
Еще один занимательный женский тип в рассказах Тэффи – незамужние дамы, как правило, старые девы. Этот женский тип представлен в рассказе «За стеной», главными героинями которого являются мадам Шранк и ее гостья, мадам Лозинская.
Особым женским типом у Тэффи является демоническая женщина. Писательница дает таким женщинам самую подробную характеристику. Тэффи высмеивает желание женщин казаться удивительными, особенными, добиваясь этого самыми специфическими способами. От обыкновенной женщины демоническая женщина отличается манерой одеваться: черный бархатный подрясник, браслет на ноге, цепочка на лбу, кольцо с дыркой «для цианистого калия», четки на локте, стилет за воротником, портрет О. Уайльда на левой подвязке. Тэффи, судя по всему, описывает знакомых дам, пытавшихся обратить внимание на себя вызывающей одеждой и необычным поведением. Возможно, это был выпад в сторону З. Гиппиус – у Тэффи были натянутые отношения с поэтессой.
Еще одна категория женских персонажей – замужние дамы, которые несчастливы в браке. Они не умеют слушать мужа, заняты лишь своими проблемами, часто неверные супругам. Либо это женщины, которым изменяют супруги.
Также в рассказах женщины встречаются и другие типы:
- Девочки-гимназистки, придумывающие несуществующие страсти и ожидающие первую любовь, наивные и мечтательные;
- Дамы на отдыхе. Это могут быть замужние или незамужние дамы, но вне дома они становятся совершенно другими, непохожими на себя в обычной жизни. свобода буквально преображает их;
- Культур-гетеры. Они осуществляют неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры.